Молитва

"Скучание по Богу" прп. Силуана в исполнении монастыря Симонопетра

Монастырь Симонопетра - "Скучание по Господу" прп. Силуана Афонского.


Интересная особенность византийского распева состоит в том, что им можно спеть любой текст, любую прозу :)
Слово "скучает" переведено как "жаждет".
Пропевается весь нижеследующий текст:


СКУЧАЕТ душа моя о Господе, и слезно ищу Его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня, и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила Тебя.
Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе.
* * *
Скучает душа моя о Боге и слезно ищет Его.
Милостивый Господи, Ты видишь падение мое и скорбь мою, но смиренно прошу Твою милость: излей на меня грешного благодать Твоего Святого Духа. Память о ней влечет ум мой снова найти Твое милосердие.
Господи, дай мне смиренного Духа Твоего, дабы снова не потерял я Твою благодать, и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге.


Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

Жёлудепад

Ноябрь. + 27. Жёлудепад. Вокруг наших келлий дубовый лес и спелые жёлуди сейчас сыпятся, стуча по железным крышам как крупный град. В лесу раздаётся ласкающий слух звук работающей бензопилы. Прошлая зима была тяжелой, многоснежной, несколько недель не было ни электричества ни воды, кончились дрова и приходилось в лазить по снегу в лесу и пилить поваленные метелью деревья. Поэтому в этом году забиваем дровяной склад под завязку.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

О. Ефрем Ватопедский о Проекте "Положения о монастырях"

Наконец-то на сайте Богослов.ру был опубликован отзыв отца Ефрема Ватопедского на Проект "Положения о монастырях".  Голос старца Ефрема в защиту русского монашества очень важен.

Настоящим письмом отзываемся на Вашу просьбу выразить наше мнение о проекте «Положения о монастырях и монашествующих», который опубликован на Вашем сайте для обсуждения. К сожалению, у нас не было возможности наблюдать за дискуссией и может быть то, что мы написали будет повторением уже сказанного другими.

Кроме Вашей просьбы и нашей любви к Русской Церкви, подвигает нас к этому и тот факт, что мы, несмотря на скудость наших сил и наше недостоинство, подвизаемся в месте, которое является вселенским центром православного монашества и где более тысячи лет неугасимо горит лампада деятельного благочестия нашей непорочной веры.

Принимая в виду и тот факт, что русское монашество только несколько лет назад начало вставать на ноги после безбожного урагана семидесятилетного коммунистического режима, мы постарались не останавливаться на второстепенном, а обратить Ваше внимание на самое, как мы посчитали, важное.

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря.

Игумен монастыря – в первую очередь, духовный отец братии. Духовное руководство монахов – его главное служение. Если он со всеми другими обязанностями справляется хорошо, но духовно окормлять братию не может, то должен просить освобождения от несения послушания игумена. Духовное единство братии возможно только при «духовной монархии» в монастыре. Иначе трудно, чтобы не сказать невозможно, избежать разделения насельников на партии и группы.

Духовники (исповедующие священники) монастыря предназначаются, в основном, для паломников и гостей. Помогают же духовники игумену в духовном руководстве братии только в отсутствии последнего или в случаях его чрезмерной занятости. Причем, если иеромонах несет послушание духовника, то этим он никак не освобождается от духовной зависимости и послушания игумену, как единоличному духовному отцу монастыря.

Для того, чтобы игумен смог духовно окормлять монахов, они должны принимать его, как своего духовного отца. Этого трудно добиться в случае, если игумен не выходит из числа братии, а назначается или переводится из другого места. Тогда существует опасность, что он станет только управляющим-администратором монастырских дел, а не духовным пастырем словесных овец. Идеальным решением вопроса является избрание братией одного из монахов монастыря в игумены (священнический сан не является догматическим предусловием для того, чтобы кто-нибудь стал игуменом).

Традиция избирать игумена братией из числа братии наблюдается во всей истории киновиального монашества. Немаловажен и тот факт, что на Святой Горе, единственном монашеском государстве, хранительнице подлинной и неподдельной православной духовности, эта традиция сохранилась, как единственный способ поставления игумена (причем, избирается он пожизненно). Священный Афон издревле был исторической колыбелью и центром равнения русского монашества. И великие родоначальники общежительного монашества на Руси не упускали из внимания этот важный момент при духовной организации русских обителей. Бытующая в Русской Церкви практика разделения обязанностей между игуменом и духовниками (первому административные, а последним духовные) – есть икономия, которую, также как и идиоритмический (особножительный) вид монашества, уместно применять только в чрезвычайных обстоятельствах. Ныне же, когда Русская Церковь свободно шествует по своему духовному пути, полезнее применять акривию, то есть точность соблюдения монашеских преданий.

Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

Новости

У нас радостное событие. Вчера в нашем монастыре Петрас состоялось 4 монашеских пострига. Просим молитв за иеросхимонаха Иеремию, схимонаха Феоклита, схимонаха Христофора, монаха Дионисия.

Монах Дионисий из Грузии, Христофор родом из Белоруссии, Феоклит из России, Иеремия из Украины.

 А сегодня митрополитом Афанасием Халкидонским (Вселенский Патриархат), который посетил нашу обитель,
по благословлению нашего митрополита Кирилла было совершено рукоположение нашего собрата монаха Афанасия во диаконы. 
Также владыка совершил постриг русских мальчишек, которые живут  и учатся у нас в монастыре во чтецы.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

М. Илария (Болт) о Проекте "Положения"

Илария (Болт), монахиня

Следующий комментарий на проект «Положения о монастырях и монашествующих» принадлежит монахине Иларии (Болт), настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря Витебской епархии. Публикуется в авторской редакции.


Collapse )

Зная о монастырской жизни не понаслышке, и проведя в обители не мало лет, я хотела бы высказать некоторые мысли по теме настоящей дискуссии.


Об управлении монастырем

Годами проходя в обители различные послушания, от самых простых до самых ответственных, и наблюдая за собой и сестрами, я убедилась в том, что испытание властью является самым трудным испытанием. Мы ведь говорим о человеке после грехопадения, природа которого повреждена грехом. И не важно, кем он является — игуменом или игуменьей, он не совершенен в той или иной степени и подвержен действию греха и страсти. Не свободна от этой природной поврежденности и монахиня, избранная игуменьей, будь то по благословению священноначалия или же по решению сестричества.

По моему смиренному мнению, власть каждого человека, на какой бы должности он ни находился, для его же блага должна быть ограничена святыми правилами и постановлениями. Если мы говорим о монастыре, то здесь это особенно важно, так как игумен (или игуменья) является не просто администратором, а человеком, которому монашествующие вверили свои жизни, свои души и свое здоровье. Ответственность велика.

Нужно признать, что мы живем в тяжелое время оскудения поистине духоносных игуменов и игумений. Кто из нас сегодня может сказать с полной уверенностью, что он способен своим духовным руководством привести человека ко Христу и под его руководством пасомый непременно достигнет Царствия Небесного? Все мы идем «на ощупь», «в полумраке», часто наш ум помрачается страстями и от этого страдают вверенные нам в духовное руководство души. Наши монахи и монахини должны быть ограждены от любого возможного произвола и насилия со стороны власть имущих. Иной раз игумены и игуменьи, пользуясь своим положением, требуют от своих подчиненных поступать против совести. Это становится возможным по той причине, что власть сосредоточена в руках одного человека, которого ничто не ограничивает. Представленный на рассмотрение проект «Положения» никак не рассматривает эту насущную проблему – напротив, всеми своими постановлениями он еще более усугубляет возможность злоупотреблений, вводя жесткие рамки подчинения и наказаний и ни слова не говоря о любви и ответственности со стороны власть имущих. Сравнивая такой подход с Евангелием, которое является зеркалом нашей жизни, мы можем убедиться, что наш Всемилостивый Господь Иисус Христос поступал нет так. «Будем любить Его, потому что Он первый возлюбил нас», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 19). Как правило, наши игумены требуют от своих монахов любви, но сами не готовы явить ее во всей силе. Однако, любовь учеников есть следствие любви пастыря, а не наоборот. Чем больше будет любить игумен своих детей, тем больше они будут любить и слушаться его — и тогда в монастыре начнется нормальная духовная жизнь. А любовь невозможна без взаимного согласия и единодушия.

Вследствие этого все наши решения должны быть ответственными и приниматься совместно, в единодушии и любви. Еще в первом тысячелетии, когда возник вопрос, грозивший разделением Церкви: нужно ли христианам соблюдать обрядовый закон Моисеев, — для разрешения его антиохийские христиане обратились к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме, и те собрались вместе для рассмотрения этого дела. Почему же мы сегодня называем каким-то странным словом «демократия» то, что было установлено самими святыми апостолами? И почему для разрешения этого вопроса они собрались все вместе, а скажем, не доверили это решить кому-то одному из апостолов?


О Духовном соборе и общем монастырском собрании


Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

Отзыв протоиерея Валентина Асмуса на проект «Положения о монастырях и монашествующих»

http://www.bogoslov.ru/text/2737437.html

8 августа 2012 г.
Асмус Валентин, протоиерей
Проект «Положения о монастырях и монашествующих», подготовленный Межсоборным присутствием РПЦ МП, вызвал оживленную полемику внутри православной общественности. Предлагаем вниманию читателей отзыв на данный документ, написанный доцентом Московской духовной академии, настоятелем московского храма Покрова в Красном селе протоиереем Валентином Асмусом.

Знакомство с «Положением о монастырях и монашествующих» производит весьма отрадное впечатление. В документе затронуты главные вопросы жизни иночествующих: ясно сформулированы правила поступления в монастырь, подчеркнута необходимость наличия у любого монастыря, помимо гражданского, также и внутреннего устава, изложено очень важное положение о том, что духовным руководителем в монастыре является игумен (игумения), сформулирован тезис о том, что богослужение — это центр монастырской жизни. «Положение» построено на множестве источников, в том числе редко привлекаемых для выработки широких обобщений. Документ имеет ясную и продуманную структуру, отличается недвусмысленностью и точностью формулировок.

Вместе с отмеченными положительными чертами в «Положении» можно выделить и некоторые вопросы, которые обойдены вниманием или нуждаются в доработке на основании святоотеческого учения, церковных канонов и традиций.

1. Прежде всего, недостаточно раскрыта духовная суть и цель монашества. Не указано, что монах отрекается от мира в первую очередь ради того, чтобы обрести Бога в своем сердце. Монашествующие призваны не только спастись, но и достичь нравственного совершенства через исполнение заповедей и особенный вид христианского подвига — удаление от мира, для чего иночествующим требуются особенные условия жизни. Главной цели монашества — обретению Бога — подчинено все устройство жизни в монастыре.

2. Раздел «Служение монастыря миру» вопиюще противоречит всей «истории вопроса» в русской литературе. У нас все кому не лень порицали и продолжают порицать Великого Петра за то, что он (робко и, честно скажем, провально) пытался побудить монастыри к каритативной деятельности. Такие иерархи как свт. Арсений (Мацеевич) считали долгом чести гнать из монастырей военных инвалидов, которых посылали туда в силу Царского указа. В то же время некоторые обители и ХIХ в., и нашего времени успешно и охотно занимаются делами христианской благотворительности. Поэтому желательно растолковать выражение пункта 5 а «…монастыри призваны участвовать…» не как «повеление Господне», но как «совет» Священноначалия (1 Кор. 7, 25). Как учит Св. Писание, «дары и служения различны» (1 Кор. 12, 1-11), в т.ч. и в монашестве. Можно в связи с этим вспомнить об огромном многообразии орденов западного монашества, причем многие из них «служат миру» исключительно молитвой и келейными подвигами.


Collapse )
Молитва

О некоторых проблемах монашеского права: в связи с дискуссией вокруг проекта «Положения о монастырях

http://www.bogoslov.ru/text/2736418.html


Очень глубокая и своевременная статья о. Диодора, обязательная для прочтения всем интересующимся данным вопросом.


Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

О русской совести: в связи с ответами на критику проекта «Положения о монастырях и монашествующих»

Оригинал взят у mondios в О русской совести: в связи с ответами на критику проекта «Положения о монастырях и монашествующих»
На сайте Синодального отдела по делам монастырей, наконец-то, появились первые реакции на обсуждения монашествующими Проекта положения о монастырях и монашествующих.

http://monasterium.ru/actual/

Высказались епископ Иосиф, епископ Аристарх и игуменья Феофила. Примечательно единодушие всех трех отзывов в части оценки своих оппонентов. Оказывается, проект критикуют лишь неудачники и светская, то есть нецерковная, общественность. Короче говоря, авторы заранее дискредитируют своих оппонентов, чтобы необходимость нормального аргументированного обсуждения исчезла сама собой. Ведь если сказать, что критики Проекта — это люди, не имеющие отношения к Церкви, то и обсуждать нечего. Однако, это не говорит ни о чём ином, кроме как о слабости собственной позиции и отсутствии как аргументов, так и умения вести дискуссию. Святейший патриарх благословил критику Проекта, благословил открытые и честные обсуждения проблем в Интернете и на Богослов.ру, сайте межсоборного Присутствия — и я не понимаю, для чего понадобилось двум преосвященным и игуменье монастыря писать заведомуюCollapse )

Молитва

Монашеское панибратство или подлинная традиция?

Хорошая статья вышла у о. Диодора:

Оригинал взят у mondios в Монашеское панибратство или подлинная традиция?
Укоренённость в традиции — как её представляет себе епископ Иосиф:

«Если позволить выбирать игумена или игумению братии или сестрам обители, в которых нет преемственности, и отсутствует укорененность в традиции, то выборы будут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя слабостям и греховным наклонностям насельников. В таких условиях выборы игумена или игумении могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление».

Укоренённость в традиции — как её представляет себе епископ Аристарх:

«Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление».

Вот как традиция представлена в нашем монашеском предании — как это видно из жития преподобного Сергия, которое мы сегодня читали на трапезе по случаю Collapse )