Category: религия

Молитва

Монах Филарет Карульский 1872-1962

Монах Филарет Карульский 1872-1962, фото 1956 года:




Старец Филарет Карульский


Старец Филарет: "Тогда только почувствуешь присутствие Бога, когда будешь ощущать себя малым ребенком"
Collapse )




Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

Подготовка ко Святому Причащению в иных поместных Православных Церквях в наши дни

Очень интересное слово о. Николая Балашова на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», опубликованное сегодня на сайте ЖМП.
В докладе рассматривается современная практика Исповеди и Причастия в иных православных Церквях, прежде всего в Греции, Болгарии, Сербии и Православной Церкви в Америке.:


Если мы рассмотрим подготовку ко Святому Причащению и требования, предъявляемые к причащающимся в других Поместных Православных Церквях, то увидим, что эти условия не единообразны. Внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик.

В Греческой Православной Церкви частота причащения мирян довольно широко варьируется. В Греции есть много мирян, которые причащаются раз-два или три-четыре раза в год. В таких случаях духовники рекомендуют поститься здоровым неделю, больным - три дня, тяжело больным - один день. Подобные рекомендации можно прочесть во многих популярных брошюрах, распространяемых в греческих храмах. Причем для здоровых предписывается при этом строгий пост без масла, пища состоит из овощей и морепродуктов, рыбу постным продуктом не считают. В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после.

Вместе с тем, от тех, кто старается причащаться часто (к чему призывает мирян большинство известных греческих духовников), не требуется соблюдения иных постов, кроме общих, установленных для всех Церковью. Так, например, архимандрит Даниил Аэракис в книге "Когда и как причащаться", изданной в 2000 году в Афинах, пишет: "Повторяем истину, находящую подтверждение в Писании и Священном Предании: пост - это одно, а Божественное Причастие - другое. Постимся не потому, что будем причащаться, а причащаемся не потому, что постились". Другой греческий богослов Димитрий Панагопулос пишет: "Телесная пища не связана с духовной, потому что одна питает тело, а другая - душу. После Божественного Причастия мы вкушаем мясо, не обращая внимания на то, что едим. Хотя незадолго до этого через Божественное Причастие в нас вошел Сам Спаситель. В противном случае Он не передал бы Таинство Своим ученикам на Вечери, но до нее и после поста".

Практика Греческой Церкви сильно отличается от принятой у нас в отношении исповеди. В греческих церквях, как правило, для исповеди назначается особый день недели. Исповеди во время литургии не бывает, а накануне, за вечерним богослужением, можно наблюдать крайне редко. Таинства Евхаристии и Покаяния настолько не связываются друг с другом, что нередко в греческих монастырях можно наблюдать следующее. Паломники, приехавшие в воскресный день, утром за литургией все причащаются, а после обеда многие из них расходятся по кельям к своим духовным отцам и там исповедуются. Исповедь и причастие могут быть разделены промежутком времени от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Это последнее рассматривается как нормальная практика в монастырях, где бывает частое откровение помыслов старцу или старице, которые дают благословение на причащение.

Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян такая практика исповеди, к сожалению, часто приводит к тому, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными.

Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

(no subject)

В одном небольшом храме на острове Эгина увидел очень необычную икону.
При взгляде слева видна Божия Матерь:

IMG_1442


Справа - Николай Чудотворец:


IMG_1440_1


Collapse )
Молитва

О старце Стефане Костамонитском


Из Контакта Николая Смирнова:

Старец Стефан (и моё пребывание под его духовным руководством)

Бытует мнение о благодатных временах в прошлом и теплохладных в наше время. Можно с этим соглашаться, можно не соглашаться. Единственное, с чем бы я поспорил, так это с утверждением, что у нынешнего поколения жизненной энергии стало меньше. Сейчас, мне кажется, страсти в мире кипят ничуть не меньше, чем раньше. Другое дело, что они не направлены в правильное религиозное русло, это да. А когда эта энергия попадает на благодатную почву, то даёт обильный плод.

В начале семидесятых, когда молодой преподаватель университета (будущий старец Стефан) пришёл на Святую Гору, уже уверенно набирала силу школа Иосифа Исихаста, благодаря ученикам и его последователям. Об умной молитве начали говорить повсеместно. Стала в Греции выходить и литература, излагающая его опыт.

У людей жажда духовной пищи может быть совсем не меньше, чем физической, а у молодого поколения так и чрезвычайной, на то и молодость. Пока они её не утолят – не успокоятся. И подвигам они способны предаваться с самозабвением, в том числе религиозным. В Греции, благо, есть куда идти жаждущим духовной пищи, образован ты или не образован, молод или стар.

Поступил молодой человек в монастырь Симонопетр, крепкий как скала, на которой он построен. Управлял монастырём тогда игумен Емилиан (Вафидис), известный ныне всему православному миру исихаст, а частым гостем там был старец Ефрем Катунакский, пожалуй, наиболее мистичный ученик старца Иосифа Исихаста. Рвение к умной молитве и послушанию, которое привело нового ученика на Афон, чистая жизнь в миру, плюс общение с целой плеядой прославленных старцев сделали своё дело – появился новый исихаст на Святой Горе. В Симонопетре он принял постриг, а в последующем и сан. Требования к кандидатам в иеромонахи в Греции очень строгие – только целибат до рукоположения. Всё иеромонахи там, в том числе на Афоне – девственники. Целомудрие души и тела, что может быть прекрасней. В Греции, где семей традиционного религиозного образа жизни очень много, такое воспитание совсем не редкость.

Познакомился я со старцем Стефаном, когда он был уже духовником греческого монастыря Костамонит, можно сказать, с самого своего прибытия на Афон. Но это знакомство тогда можно было назвать заочным. Раз в месяц я ходил к другу в Костамонит, где он нёс послушание, и часто слышал от него рассказы о его духовнике, а при случае, друг говорил ему обо мне. Очно со старцем Стефаном я тогда почти не виделся. Что сразу бросалось в глаза в Костамоните – строго выверенный систематический подход к умному деланию, ни шага в сторону, словом, живое Добротолюбие. Не было впечатления, что это появилось недавно, как бывает в новых монастырях, и вот-вот исчезнет, как только сменится игумен. Это выглядело ни каким-то исключением, а нормой. Скажи монахам, чтобы они хоть на неделю отказались от своего делания – это значит лишить их на неделю смысла жизни.

Пришёл я в Костамонит в полное послушание и духовное окормление старца только после четырёх лет пребывания на Афоне, в том числе долгого периода уединения в горах (дело привычное на Святой Горе) и многих лет послушничества в России. Только тогда началось у меня ежедневное общение со старцем.

Старец Стефан, несмотря на свою высокообразованность и второе место в монастыре после игумена, принципиально избрал жизнь простого монаха – он всю жизнь трудился на общих послушаниях вместе со всеми. С одной стороны это тяжело, но с другой – смиряет душу и тело и даёт возможность умно молиться, что затруднительно на административных должностях. Это обстоятельство к счастью давало возможность быть рядом с ним каждый день – у меня тоже были общие послушания в монастыре. Трудились мы в оливковом саду, винограднике, орешнике, на заготовке дров. У старца умная молитва была на первом, втором и последующих местах. На самом деле, ничего удивительного – оставить большие перспективы в миру в молодом возрасте и идти прозябать в монастырь, разумно ли это. Он шёл в монастырь с вполне определённой целью и от неё не отступал ни на шаг. Такой последовательности и неизменности в умном делании мне конечно ещё не приходилось видеть. Несмотря на возраст, прилично за шестьдесят, он был крепок телом и трудился с нами на равных. В тех очень редких случаях, когда ему нужно было отлучиться по административным делам, он говорил нам садиться и сделать перерыв в трудах, ожидая его.

Но монастырские послушания – это только дневная часть жизни в монастыре. Самое важное время у монахов пожалуй ночью, для тех, кто любит молитву. Кто имеет навыки умной молитвы – это интересное, трудное, «страшное» состояние встречи с Богом вне этого мира.

По приходу в монастырь меня старец долго «экзаменовал» по всем понятиям умного делания, которые я уже успел наработать, особенно его интересовала степень внимательности молитвы, совершаемой в сердце. Благодаря этому, мне свою внутреннюю жизнь удалость привести в правильное соответствие с понятиями этого делания и наметить перспективы.


Collapse )




Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

Алфавит монаха

Перевёл текст этого красивейшего гимна в исполнении монастыря Симонопетра.
Это просто подстрочник, так что тапками не бейте.
Говорящие стихами могут попробовать обработать текст:










Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

Мир афонских келлий

Очень интересный и живой фильм 2012 года об двух афонских келлиях.

"Есть Афон славных обителей. Есть Афон древней истории. Есть Афон великих святынь. Но есть и другой Афон. Это Афон таинственных пещер. Почти незаметных горных троп, которые с высоты птичьего полета кажутся какими-то замысловатыми письменами. Прочесть их натруженными ногами - уже подвиг. И вот награда. Впереди зелёные цветочки кипарисов - верная примета укромной обители. А в ней - старец. Это особый мир. Прикровенный. Полный скромных, великих трудов. Звучащий едва различимым молитвенным шёпотом, который отражается во всей Вселенной. Мир, зачастую привыкший к благословенным лишениям и благостным обидам... Это мир афонских келий."







Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

О. Василий Ермаков

Интересная статья об известном питерском духовнике о. Василии Ермакове.

"Святость, братец, не в словах или чудесах заключается. Святость – она в духе, который исходит от святого, и ты это чувствуешь ясно и радуешься будто ребенок. Потом это семя внутрь тебя попадает, и растет, растет. И ты уже не можешь жить как все, понимаешь?"


Владимир ЩербининПопробуй, но знай...Об отце Василии Ермакове«Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь».
Молитва

(no subject)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!

Сегодня служил Пасху в одной деревне на краю епархии. Священник недавно умер и нового пока нет и не известно когда будет. Маленькая деревня. Огромный прекрасный храм. Тихие и воодушевлённые прихожане. Клирос - двое дедушек, которые пели как могли :).

Сейчас служили Пасхальную вечерню. Евангелие читали на 11 языках, которые знают отцы. Очень вдохновляет. Трое наших отцов едут на Пасхальную вечерню в кафедральном соборе, чтобы читать Евангелие на своих языках, в том числе и на русском.

А ещё сегодня едем в монастырь Святого Георгия "Караискаки", где завтра будет престольный праздник.

Воистину воскресе!
Молитва

Причастие без исповеди: Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)

Хорошая статья, согласен во многом с о. Каллистом, но хочу взглянуть на эту проблему немного с другой стороны, поскольку служу в Греции, где Исповедь отделена от Причастия.
По принятому в Греции обычаю, два раза в год, перед Пасхой и перед Рождеством, епархия посылает духовников, то есть священников, которые имеют право исповедовать, в отдалённые приходы. И вот недавно меня поразил такой случай. Приходит на исповедь человек и говорит:
- Я уже тридцать лет староста нашего прихода, но никогда ещё не исповедовался. Да и не сделал я ничего плохого. Никого не убил, никогда не крал, жене не изменял.
И это не единичный случай, а общая практика.
Да, частая обязательная исповедь часто становиться формальной, "словом, делом, помышлением и утаением грехов на исповеди".
Да, священник на большом приходе не может уделить требуемое количество времени каждому приходящему на исповедь, спокойно поговорить.
Но такой подход всё-таки приучает людей хоть иногда анализировать свои поступки, следить за собой и своим внутренним состоянием, побуждает к покаянию.
И как нащупать эту золотую середину?
Пытаюсь мысленно перенести существующую греческую модель на русскую почву и рассмотреть эту модель с разных сторон. И пока что-то вменяемое не вырисовывается.


Оригинал взят у tapirr в Причастие без исповеди: Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)




В двух словах я бы сформулировал сегодняшнюю проблему так:

доступ к Крещению максимально облегчён,
доступ к Причастию максимально затруднён.

Ситуацию надо перевернуть с головы на ноги:

доступ к Крещению максимально затруднить,
доступ к Причастию максимально облегчить.

Это создаст общину верующих христиан,
живущих в причастности к Нему.

Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)

Collapse )