Category: путешествия

Category was added automatically. Read all entries about "путешествия".

Молитва

Тайнозрители

В связи с обсуждением в предыдущей теме вспомнилась одна история, произошедшая лет этак 15 назад в одной епархии.

В только что открывшемся женском монастыре постригли в мантию несколько бабушек. Ранее они были ревностыми прихожанками, но о монашестве имели преставление весьма возвышенное, но идеализированное и далёкое от реальности. И вскоре после пострига стали жаловаться, что ну совершенно не могут молиться! Как только начнут правило - так у них видения, ангелы, архангелы и все святые в келье. Они сами очень пугались.

Дошло до того, что одна из них написала Владыке: "Дорогой Владыка, Ваше Высокопреосвященство! Что эе это такое делается в нашей епархии, почему же у нас до сих пор нет ни одной женщины-иеромонаха!" Ну и подала прошение на рукоположение.  Владыка в шоке приехал в монастырь, пошёл в келью к этим новопостриженным монахиням, поговорил с ними обстоятельно, вышел и попросил спрятать их так, чтобы никто никогда их не увидел.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

Патриарх Кирилл о Проекте Положения о монастырях

Сегодняшняя утешительная новость. Патриарх Кирилл сегодня на заседании Межсоборного Присутствия сказал:
"В связи с многочисленностью отзывов, выявивших полярность мнений, мы рекомендуем вернуть на доработку в профильную комиссию Присутствия проект «Положения о монастырях и монашестве». Это не значит, что сам проект плох, но это значит, что постановка вопроса выявила очень высокий интерес к этой теме и обнаружила наличие полярных мнений. Слава Богу, что все эти мнения мы обнаруживаем в контексте совершенно нормальной внутрицерковной дискуссии. Если бы этого не было, то эти полярные мнения могли бы обострять нашу жизнь, создавать внутреннее напряжение и приводить к разномыслиям, которые имели бы нежелательные последствия для жизни Церкви. Поэтому, поелику выявляются эти полярные мнения, нужно дать возможность комиссии дальше продолжить свою работу.
http://www.patriarchia.ru/db/text/2606673.html

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

О. Ефрем Ватопедский о Проекте "Положения о монастырях"

Наконец-то на сайте Богослов.ру был опубликован отзыв отца Ефрема Ватопедского на Проект "Положения о монастырях".  Голос старца Ефрема в защиту русского монашества очень важен.

Настоящим письмом отзываемся на Вашу просьбу выразить наше мнение о проекте «Положения о монастырях и монашествующих», который опубликован на Вашем сайте для обсуждения. К сожалению, у нас не было возможности наблюдать за дискуссией и может быть то, что мы написали будет повторением уже сказанного другими.

Кроме Вашей просьбы и нашей любви к Русской Церкви, подвигает нас к этому и тот факт, что мы, несмотря на скудость наших сил и наше недостоинство, подвизаемся в месте, которое является вселенским центром православного монашества и где более тысячи лет неугасимо горит лампада деятельного благочестия нашей непорочной веры.

Принимая в виду и тот факт, что русское монашество только несколько лет назад начало вставать на ноги после безбожного урагана семидесятилетного коммунистического режима, мы постарались не останавливаться на второстепенном, а обратить Ваше внимание на самое, как мы посчитали, важное.

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря.

Игумен монастыря – в первую очередь, духовный отец братии. Духовное руководство монахов – его главное служение. Если он со всеми другими обязанностями справляется хорошо, но духовно окормлять братию не может, то должен просить освобождения от несения послушания игумена. Духовное единство братии возможно только при «духовной монархии» в монастыре. Иначе трудно, чтобы не сказать невозможно, избежать разделения насельников на партии и группы.

Духовники (исповедующие священники) монастыря предназначаются, в основном, для паломников и гостей. Помогают же духовники игумену в духовном руководстве братии только в отсутствии последнего или в случаях его чрезмерной занятости. Причем, если иеромонах несет послушание духовника, то этим он никак не освобождается от духовной зависимости и послушания игумену, как единоличному духовному отцу монастыря.

Для того, чтобы игумен смог духовно окормлять монахов, они должны принимать его, как своего духовного отца. Этого трудно добиться в случае, если игумен не выходит из числа братии, а назначается или переводится из другого места. Тогда существует опасность, что он станет только управляющим-администратором монастырских дел, а не духовным пастырем словесных овец. Идеальным решением вопроса является избрание братией одного из монахов монастыря в игумены (священнический сан не является догматическим предусловием для того, чтобы кто-нибудь стал игуменом).

Традиция избирать игумена братией из числа братии наблюдается во всей истории киновиального монашества. Немаловажен и тот факт, что на Святой Горе, единственном монашеском государстве, хранительнице подлинной и неподдельной православной духовности, эта традиция сохранилась, как единственный способ поставления игумена (причем, избирается он пожизненно). Священный Афон издревле был исторической колыбелью и центром равнения русского монашества. И великие родоначальники общежительного монашества на Руси не упускали из внимания этот важный момент при духовной организации русских обителей. Бытующая в Русской Церкви практика разделения обязанностей между игуменом и духовниками (первому административные, а последним духовные) – есть икономия, которую, также как и идиоритмический (особножительный) вид монашества, уместно применять только в чрезвычайных обстоятельствах. Ныне же, когда Русская Церковь свободно шествует по своему духовному пути, полезнее применять акривию, то есть точность соблюдения монашеских преданий.

Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго
Молитва

М. Илария (Болт) о Проекте "Положения"

Илария (Болт), монахиня

Следующий комментарий на проект «Положения о монастырях и монашествующих» принадлежит монахине Иларии (Болт), настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря Витебской епархии. Публикуется в авторской редакции.


Collapse )

Зная о монастырской жизни не понаслышке, и проведя в обители не мало лет, я хотела бы высказать некоторые мысли по теме настоящей дискуссии.


Об управлении монастырем

Годами проходя в обители различные послушания, от самых простых до самых ответственных, и наблюдая за собой и сестрами, я убедилась в том, что испытание властью является самым трудным испытанием. Мы ведь говорим о человеке после грехопадения, природа которого повреждена грехом. И не важно, кем он является — игуменом или игуменьей, он не совершенен в той или иной степени и подвержен действию греха и страсти. Не свободна от этой природной поврежденности и монахиня, избранная игуменьей, будь то по благословению священноначалия или же по решению сестричества.

По моему смиренному мнению, власть каждого человека, на какой бы должности он ни находился, для его же блага должна быть ограничена святыми правилами и постановлениями. Если мы говорим о монастыре, то здесь это особенно важно, так как игумен (или игуменья) является не просто администратором, а человеком, которому монашествующие вверили свои жизни, свои души и свое здоровье. Ответственность велика.

Нужно признать, что мы живем в тяжелое время оскудения поистине духоносных игуменов и игумений. Кто из нас сегодня может сказать с полной уверенностью, что он способен своим духовным руководством привести человека ко Христу и под его руководством пасомый непременно достигнет Царствия Небесного? Все мы идем «на ощупь», «в полумраке», часто наш ум помрачается страстями и от этого страдают вверенные нам в духовное руководство души. Наши монахи и монахини должны быть ограждены от любого возможного произвола и насилия со стороны власть имущих. Иной раз игумены и игуменьи, пользуясь своим положением, требуют от своих подчиненных поступать против совести. Это становится возможным по той причине, что власть сосредоточена в руках одного человека, которого ничто не ограничивает. Представленный на рассмотрение проект «Положения» никак не рассматривает эту насущную проблему – напротив, всеми своими постановлениями он еще более усугубляет возможность злоупотреблений, вводя жесткие рамки подчинения и наказаний и ни слова не говоря о любви и ответственности со стороны власть имущих. Сравнивая такой подход с Евангелием, которое является зеркалом нашей жизни, мы можем убедиться, что наш Всемилостивый Господь Иисус Христос поступал нет так. «Будем любить Его, потому что Он первый возлюбил нас», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 19). Как правило, наши игумены требуют от своих монахов любви, но сами не готовы явить ее во всей силе. Однако, любовь учеников есть следствие любви пастыря, а не наоборот. Чем больше будет любить игумен своих детей, тем больше они будут любить и слушаться его — и тогда в монастыре начнется нормальная духовная жизнь. А любовь невозможна без взаимного согласия и единодушия.

Вследствие этого все наши решения должны быть ответственными и приниматься совместно, в единодушии и любви. Еще в первом тысячелетии, когда возник вопрос, грозивший разделением Церкви: нужно ли христианам соблюдать обрядовый закон Моисеев, — для разрешения его антиохийские христиане обратились к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме, и те собрались вместе для рассмотрения этого дела. Почему же мы сегодня называем каким-то странным словом «демократия» то, что было установлено самими святыми апостолами? И почему для разрешения этого вопроса они собрались все вместе, а скажем, не доверили это решить кому-то одному из апостолов?


О Духовном соборе и общем монастырском собрании


Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

О русской совести: в связи с ответами на критику проекта «Положения о монастырях и монашествующих»

Оригинал взят у mondios в О русской совести: в связи с ответами на критику проекта «Положения о монастырях и монашествующих»
На сайте Синодального отдела по делам монастырей, наконец-то, появились первые реакции на обсуждения монашествующими Проекта положения о монастырях и монашествующих.

http://monasterium.ru/actual/

Высказались епископ Иосиф, епископ Аристарх и игуменья Феофила. Примечательно единодушие всех трех отзывов в части оценки своих оппонентов. Оказывается, проект критикуют лишь неудачники и светская, то есть нецерковная, общественность. Короче говоря, авторы заранее дискредитируют своих оппонентов, чтобы необходимость нормального аргументированного обсуждения исчезла сама собой. Ведь если сказать, что критики Проекта — это люди, не имеющие отношения к Церкви, то и обсуждать нечего. Однако, это не говорит ни о чём ином, кроме как о слабости собственной позиции и отсутствии как аргументов, так и умения вести дискуссию. Святейший патриарх благословил критику Проекта, благословил открытые и честные обсуждения проблем в Интернете и на Богослов.ру, сайте межсоборного Присутствия — и я не понимаю, для чего понадобилось двум преосвященным и игуменье монастыря писать заведомуюCollapse )

Молитва

Монашеское панибратство или подлинная традиция?

Хорошая статья вышла у о. Диодора:

Оригинал взят у mondios в Монашеское панибратство или подлинная традиция?
Укоренённость в традиции — как её представляет себе епископ Иосиф:

«Если позволить выбирать игумена или игумению братии или сестрам обители, в которых нет преемственности, и отсутствует укорененность в традиции, то выборы будут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя слабостям и греховным наклонностям насельников. В таких условиях выборы игумена или игумении могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление».

Укоренённость в традиции — как её представляет себе епископ Аристарх:

«Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление».

Вот как традиция представлена в нашем монашеском предании — как это видно из жития преподобного Сергия, которое мы сегодня читали на трапезе по случаю Collapse )

Молитва

Постскриптум к Записке о монастырях

Оригинал взят у symeon в Постскриптум к Записке о монастырях

Добавлю к сказанному здесь http://www.bogoslov.ru/text/2608532.html
Известно, что с Запиской были ознакомлены, по крайней мере, некоторые влиятельные члены Комиссии по монастырям. То, что это, кажется, нисколько не повлияло на обсуждаемый проект, совершенно закономерно. И вот почему.
1. Проект отражает реальное состояние нашего монашества. И в сохранении, закреплении и «увековечении» этого состояния оказываются заинтересованы все – и иерархия, и монахи. Имеется в виду, конечно, чисто человеческая заинтересованность. Иерархия, по понятным причинам, желает сохранять полный контроль в этой важной области церковной жизни. А монахи желают сохранить за собой право на «маленькие слабости», к которым они привыкли, имея для себя оправданием невозможность жить по уставам святых отцов, поскольку исправление действующего ныне устава не в их власти. Говорятся при этом и с той и с другой стороны разные красивые слова, но они служат лишь прикрытием печальной реальности, которую никто не собирается исправлять.
2. Это значит, что ничего у нас в монашестве не изменится к лучшему до тех пор, пока монахи не пожелают исправить свою жизнь в соответствии со святоотеческими уставами. До тех пор, пока монахи будут сохранять за собой право на «послабления» в личной жизни, иерархия будет с полным правом настаивать на сохранении за собой полного контроля над жизнью монастырей. Хочет монах иметь личные деньги и связи с миром? Тогда пусть терпит и «наместника», назначаемого извне местным «священноархимандритом». Слова эти употреблены в кавычках, поскольку являются нашим доморощенным изобретением, чужды исконному монашескому преданию, непереводимы ни на один язык, кроме украинского, и непонятны никому в мире, кроме нас.
3. Духовный закон таков, что первый шаг к исправлению должны сделать монахи. И тогда Господь просветит наше Священноначалие и оно (может быть, само не ожидая того) поддержит благие перемены в нашем монашестве. Если же кому-то из монахов и игуменов придется пострадать, то и это будет не без Промысла Божия. Во всяком случае, к перенесению скорбей за устроение жизни по святым отцам монах должен быть готов.
4. Мы должны быть благодарны составителям проекта Положения о монастырях за то, что они нам показали, как нас воспринимает наше Священноначалие. Конечно, когда мы это увидели, нам стало дурно. И мы тут сказали, как нам это не нравится, – наверное, в первый раз так громко и дружно. Теперь Священноначалие имеет возможность услышать наше мнение, и это тоже очень хорошо. Но по-настоящему хорошо будет тогда, когда мы поймем, что посмотрели мы на это Положение как в зеркало и увидели в нем самих себя. И если не хотим оставаться в таком безобразном состоянии, то надо приложить серьезный труд для исправления нашего плачевного нынешнего положения.

Молитва

Устав монастыря Ормилия.

Очень важный для понимания современного греческого монашества документ: устав женского монастыря Ормилия.

Часть первая: Цель и служение, Руководство монастырём, принятие в монастырь, послушничество и постриг.

Часть вторая. Внутренняя жизнь, отношения монахинь с внешним миром, канонические и юридические основы монастыря, экономическое управление, заключение.

Спасибо большое kupalinka81


Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго



Молитва

Записка о монастырях и монашестве

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго


Замечательная статья игумена Ахтырского Свято-Троицкого монастыря архимандрита Симеона (Гагатика) symeon. Была опубликована в рамках дискуссии о Проекте Положения о монастырях на сайте Богослов.ру.

Позвольте в качестве вступления поделиться одним воспоминанием. Во время обучения в Московской духовной академии, по милости Божией, меня направили на продолжение учебы на Богословский факультет Афинского университета. Главным открытием в Греции для меня стали монастыри. И в старых, и в новых монастырях — а там все время появляются новые монастыри — я нашел то, чего не мог найти нигде у нас: полное следование святоотеческим уставам монашеской жизни. Летом, во время каникул, я обычно возвращался на Родину. Как-то прямо из московского аэропорта я направился в один из самых известных наших монастырей. Дело шло к вечеру. Подходя к святой обители, я услышал колокольный звон, по которому было понятно, что сегодня будет всенощная. Мне надо было увидеться с одним монахом, моим приятелем. Я зашел в собор, где тем временем началась служба, приложился к иконам, немного помолился, и пошел в келью брата. Мне не надо было кого-нибудь об этом спрашивать — я знал, что найду его там. Действительно, отец N был у себя. Он, как водится, предложил мне чаю, и мы стали общаться, попивая чаек с нехитрым угощением. Вдруг, во время беседы, меня пронзила мысль (с тех пор прошло уже около двадцати лет, но я это помню как сейчас): все, что я здесь вижу, совершенно невозможно ни увидеть, ни даже представить себе в греческих монастырях. Невозможно, чтобы служба, называющаяся «всенощной», заканчивалась задолго до наступления темноты. Невозможно, чтобы на службе, да еще и праздничной, отсутствовало большинство братии. Невозможно, чтобы монахи во время службы сидели у себя по кельям. Невозможно, чтобы какой-нибудь монах принимал у себя в келье гостей. Невозможно, чтобы он келейно у себя что-то вкушал, да еще с гостями. Невозможно встретить в коридоре братского корпуса, по пути в келью, уборщицу, моющую пол. Все перечисленное было совершенно обычным и обыденным для наших монастырей и, взятое по отдельности, нисколько меня не удивляло — мы все к этому привыкли. Стоит даже отметить, что данную обитель принято считать эталоном для других монастырей, именно ее ставят в пример, когда хотят сослаться на авторитет в монастырской практике.

Меня поразила мысль, осознанная в тот момент: есть на земле места, где все обычные наши несуразицы просто немыслимы. И при этом никто из живущих там не считает свой образ жизни каким-то подвигом только из-за соблюдения общежительного монастырского устава. Отсутствие всего того, что для нас обычно, — это там минимально необходимое условие, дающее человеку право называться монахом, и месту, где он живет — монастырем.

Что же нам делать? Как быть с нашими проблемами, главная из которых та, что многие из нас во всем этом и проблем никаких не видят?

С главной проблемы и начнем.

Collapse )

Молитва

Устав греческого женского монастыря

В рамках последних обсуждений о монашестве предлагаю ознакомится с выдержками из устава одного греческого женского монастыря. Перевод сделан kupalinka81:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Согласно ст.39 пар.4 З.590/1977 « о Уставе Церкви Греции», священных правилах, монашеских священных традициях и законах государства приступаем к составлению настоящего внутреннего устава Священного Общежительного Монастыря пророка Илии Парнасидос, которым следует руководствоваться в организации и формировании духовной жизни монахинь и управлении Монастырем.

Глава 1
Статья 1
Монастырь и его цель

Священный Монастырь является богочеловеческой духовной семьей всех тех душ, которые с радостью и добровольно последовали призыву Господа и решили вести жизнь молитвы, целомудрия, нищеты, смирения и послушания с целью обожения их по благодати. Посему и конечная цель нашего Священного Монастыря есть освящение и во Христе совершенствование сестер посредством правильной аскетической жизни, как было предано сие от Святых Отцов и Матерей и было закреплено Святыми Вселенскими и Поместными Соборами в Священных правилах.

Статья 2
Канонические полномочия Митрополита

Священный Монастырь действует в духовной юрисдикции и под надзором Митрополита Фокид согласно Священным Канонам и уставу Церкви Греции.
Конкретно Митрополит Фокид :
a) Поминается на всех Священных службах Священного Монастыря согласно Священной традиции и Священному Церковному порядку.
b) Он осуществляет высший духовный надзор над Священным Монастырем и следит за правильным применением Священных Канонов и настоящего Устава.
c) Митрополит предоставляет разрешение и благословение для пострига сестер послушниц предложенных Игуменским Советом и совершает постриг лично или дает на это разрешение духовному отцу –старцу монастыря.
d) Возводит в сан во время особого богослужения избранную сестричеством Игуменью.
f) Предоставляет письменное разрешение монахиням в случае необходимости отлучиться им за пределы Священной Митрополии.
g) Осуществляет дисциплинарный контроль за совершенными монахинями каноническими грехами.
h) Контролирует правомерность экономического управления Священным Монастырем.



Collapse )