Category: путешествия

Молитва

М. Илария (Болт) о Проекте "Положения"

Илария (Болт), монахиня

Следующий комментарий на проект «Положения о монастырях и монашествующих» принадлежит монахине Иларии (Болт), настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря Витебской епархии. Публикуется в авторской редакции.


Collapse )

Зная о монастырской жизни не понаслышке, и проведя в обители не мало лет, я хотела бы высказать некоторые мысли по теме настоящей дискуссии.


Об управлении монастырем

Годами проходя в обители различные послушания, от самых простых до самых ответственных, и наблюдая за собой и сестрами, я убедилась в том, что испытание властью является самым трудным испытанием. Мы ведь говорим о человеке после грехопадения, природа которого повреждена грехом. И не важно, кем он является — игуменом или игуменьей, он не совершенен в той или иной степени и подвержен действию греха и страсти. Не свободна от этой природной поврежденности и монахиня, избранная игуменьей, будь то по благословению священноначалия или же по решению сестричества.

По моему смиренному мнению, власть каждого человека, на какой бы должности он ни находился, для его же блага должна быть ограничена святыми правилами и постановлениями. Если мы говорим о монастыре, то здесь это особенно важно, так как игумен (или игуменья) является не просто администратором, а человеком, которому монашествующие вверили свои жизни, свои души и свое здоровье. Ответственность велика.

Нужно признать, что мы живем в тяжелое время оскудения поистине духоносных игуменов и игумений. Кто из нас сегодня может сказать с полной уверенностью, что он способен своим духовным руководством привести человека ко Христу и под его руководством пасомый непременно достигнет Царствия Небесного? Все мы идем «на ощупь», «в полумраке», часто наш ум помрачается страстями и от этого страдают вверенные нам в духовное руководство души. Наши монахи и монахини должны быть ограждены от любого возможного произвола и насилия со стороны власть имущих. Иной раз игумены и игуменьи, пользуясь своим положением, требуют от своих подчиненных поступать против совести. Это становится возможным по той причине, что власть сосредоточена в руках одного человека, которого ничто не ограничивает. Представленный на рассмотрение проект «Положения» никак не рассматривает эту насущную проблему – напротив, всеми своими постановлениями он еще более усугубляет возможность злоупотреблений, вводя жесткие рамки подчинения и наказаний и ни слова не говоря о любви и ответственности со стороны власть имущих. Сравнивая такой подход с Евангелием, которое является зеркалом нашей жизни, мы можем убедиться, что наш Всемилостивый Господь Иисус Христос поступал нет так. «Будем любить Его, потому что Он первый возлюбил нас», — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 19). Как правило, наши игумены требуют от своих монахов любви, но сами не готовы явить ее во всей силе. Однако, любовь учеников есть следствие любви пастыря, а не наоборот. Чем больше будет любить игумен своих детей, тем больше они будут любить и слушаться его — и тогда в монастыре начнется нормальная духовная жизнь. А любовь невозможна без взаимного согласия и единодушия.

Вследствие этого все наши решения должны быть ответственными и приниматься совместно, в единодушии и любви. Еще в первом тысячелетии, когда возник вопрос, грозивший разделением Церкви: нужно ли христианам соблюдать обрядовый закон Моисеев, — для разрешения его антиохийские христиане обратились к апостолам и пресвитерам в Иерусалиме, и те собрались вместе для рассмотрения этого дела. Почему же мы сегодня называем каким-то странным словом «демократия» то, что было установлено самими святыми апостолами? И почему для разрешения этого вопроса они собрались все вместе, а скажем, не доверили это решить кому-то одному из апостолов?


О Духовном соборе и общем монастырском собрании


Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

Монашеское панибратство или подлинная традиция?

Хорошая статья вышла у о. Диодора:

Оригинал взят у mondios в Монашеское панибратство или подлинная традиция?
Укоренённость в традиции — как её представляет себе епископ Иосиф:

«Если позволить выбирать игумена или игумению братии или сестрам обители, в которых нет преемственности, и отсутствует укорененность в традиции, то выборы будут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя слабостям и греховным наклонностям насельников. В таких условиях выборы игумена или игумении могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление».

Укоренённость в традиции — как её представляет себе епископ Аристарх:

«Некоторые светские критики настаивают на необходимости выбора настоятелей и настоятельниц монастырей. Однако, при этом не учитывается тот факт, что монашеская жизнь в России на большей своей территории только возрождается после страшных репрессий, гонений и испытаний советского периода. В Сибирских и дальневосточных регионах некоторые монастыри впервые устраиваются. Если позволить братии или сестрам выбирать игумена (игумению) обители, в которой нет преемственности, и отсутствует монашеские традиции, то выборы могут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя человеческим слабостям и греховным наклонностям. В таких условиях выборы могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление».

Вот как традиция представлена в нашем монашеском предании — как это видно из жития преподобного Сергия, которое мы сегодня читали на трапезе по случаю Collapse )

Молитва

Устав монастыря Ормилия.

Очень важный для понимания современного греческого монашества документ: устав женского монастыря Ормилия.

Часть первая: Цель и служение, Руководство монастырём, принятие в монастырь, послушничество и постриг.

Часть вторая. Внутренняя жизнь, отношения монахинь с внешним миром, канонические и юридические основы монастыря, экономическое управление, заключение.

Спасибо большое kupalinka81


Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго



Молитва

Устав греческого женского монастыря

В рамках последних обсуждений о монашестве предлагаю ознакомится с выдержками из устава одного греческого женского монастыря. Перевод сделан kupalinka81:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Согласно ст.39 пар.4 З.590/1977 « о Уставе Церкви Греции», священных правилах, монашеских священных традициях и законах государства приступаем к составлению настоящего внутреннего устава Священного Общежительного Монастыря пророка Илии Парнасидос, которым следует руководствоваться в организации и формировании духовной жизни монахинь и управлении Монастырем.

Глава 1
Статья 1
Монастырь и его цель

Священный Монастырь является богочеловеческой духовной семьей всех тех душ, которые с радостью и добровольно последовали призыву Господа и решили вести жизнь молитвы, целомудрия, нищеты, смирения и послушания с целью обожения их по благодати. Посему и конечная цель нашего Священного Монастыря есть освящение и во Христе совершенствование сестер посредством правильной аскетической жизни, как было предано сие от Святых Отцов и Матерей и было закреплено Святыми Вселенскими и Поместными Соборами в Священных правилах.

Статья 2
Канонические полномочия Митрополита

Священный Монастырь действует в духовной юрисдикции и под надзором Митрополита Фокид согласно Священным Канонам и уставу Церкви Греции.
Конкретно Митрополит Фокид :
a) Поминается на всех Священных службах Священного Монастыря согласно Священной традиции и Священному Церковному порядку.
b) Он осуществляет высший духовный надзор над Священным Монастырем и следит за правильным применением Священных Канонов и настоящего Устава.
c) Митрополит предоставляет разрешение и благословение для пострига сестер послушниц предложенных Игуменским Советом и совершает постриг лично или дает на это разрешение духовному отцу –старцу монастыря.
d) Возводит в сан во время особого богослужения избранную сестричеством Игуменью.
f) Предоставляет письменное разрешение монахиням в случае необходимости отлучиться им за пределы Священной Митрополии.
g) Осуществляет дисциплинарный контроль за совершенными монахинями каноническими грехами.
h) Контролирует правомерность экономического управления Священным Монастырем.



Collapse )
Молитва

Прогулка

Несколько фотографий с прогулки около монастыря Святого Георгия "Караискаки". Вместе с ребятами из России, которые живут и учатся у нас, полазили по горам, исследовали ущелье и нашли большую пещеру:

94.28 КБ

Collapse )

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

О Проекте «Положения о монастырях и монашествующих»

На днях был опубликован Проект «Положения о монастырях и монашествующих» Русской Православной Церкви. 
Предполагается широкое обсуждение этого проекта. Мне понравился комментарий о. Сергия Правдолюбова на Богослов.ру:



Collapse )

От себя хотелось бы добавить, что не могу согласится с тем, что духовником монахинь может быть только белый женатый священник, но никак не монах. Это в корне противоречит всей истории и практике монашества. Практически все крупные и известные женские монастыри были созданы или из женской общины, окормляемой духовником-монахом (пример - женский монастырь, основанный Пахомием Великим с 400 сёстрами, Шамордино, Дивеево и пр., из новых, например, Ново-Тихвинский в России, 20 женских монастырей под духовным руководством старца Филофея Зервакоса или монастыри под духовным управлением старца Ефрема Филофейского) или при мужском монастыре, духовно опекающем монастырь (например, Ормилия, административно и духовно находящаяся в подчинении афонского монастыря Симонопетра; вообще, традиция создания женских монастырей под управлением святогорских обителей известна с 10-го века). Случаи, когда монастырь основан женской общиной, окормляемой белым священником (Пюхтицы, например) более редки.

Вообще, на русском есть статья старца Эмилиана (Вафидиса) "Равноангельский лик", посвящённая как раз этому вопросу (Архимандрит Эмилиан "Слова и наставления. Печать истинная. Жизнь в Духе" )

Мне думается, что назначение духовником белого священника, который окажется немонашеского склада, не понимающим сути монашества, монашеской практики, так сказать, не монахофилом, а монахофобом или, как греки говорят, "мисомонахом" (тот, кто ненавидит монашество), приведёт в очень короткое время к полному развалу духовной жизни в монастыре. Да просто все разбегутся или возникнет модная нынче, но разрушительная для монастыря практика - сколько сестёр, столько и духовников на стороне.

С другой стороны, понятно, что назначение молодого и неопытного (как в монашестве, так и в духовничестве) иеромонаха духовником тоже не приведёт ни к чему хорошему. (Одного такого моего знакомого назначили духовником в женский монастырь, так он через неделю ночью через забор - и тикать). Просто подбирать кадры надо лучше.

Пока вот такие мысли сходу, но ещё есть там есть ещё о чём подумать.


Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

Священные Тропы - "Монастырь Петрас"

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго


Небольшой греческий фильм из серии "Ιερά Μονοπάτια" ("Священные тропы") в котором рассказывается о нашем монастыре Петрас. На 3-6 минутах фильма рассказывается о женском монастыре Святого Георгия "Караискаки", фрагменты службы и об истории монастыря. 
К сожалению, пока нет возможности сделать субтитры, но надеюсь, что сделаем. Всё-таки можно получить общее представление о монастыре, нашей природе, храме.


Молитва

Вышел из заключения старец Ефрем Ватопедский.

Игумен Ватопеда старец Ефрем вышел из заключения.
Суд принял решение об освобождении старца Ефрема с выплатой залога 300 000 евро и запретом выезда из страны и монастыря Ватопед.
Старец отправится сразу в монастырь Ватопед, где и проведёт святые дни Пасхи.
Чрезвычайно взволнованные насельники монастыря Ватопед ожидают игумена, который более трёх месяцев оставался в заключении в тюрьме Коридаллу.
Решение о освобождении принял прокурор апелляционого суда П. Мандзунис со ссылкой на состояние здоровья старца Ефрема.
Митрополит Лемесский Афанасий заявил: "Мы с удовлетворением восприняли решение апелляционного суда. Мы благодарим Бога за то что он не послал хотя бы такого испытания старцу. Мы будем молить Бога чтобы управились и остальные вопросы."

http://briefingnews.gr/batopedi/item/20550


Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Молитва

Устав о выборах игумена.

Только что перевёл кусочек из типичного устава монастыря Элладской Церкви в части выбора игумена монастыря.

В разных монастырях могут быть отличные от этого устава правила выборов. Например, в некоторых уставах оговаривается, что игумен не может быть моложе 40 лет и должен прожить в братии не менее 6 или 10 лет и прочее, что не меняет самой сути выборов. Хочу обратить внимание, что правящий епископ не влияет на голосование, а только лишь обязан в своё время провести чин интронизации.

«Глава 22. Избрание игумена.
1. Игумен избирается тайным голосованием на Соборе если число официально записанных в братию превышает 5, в противном случае он назначается правящим митрополитом… Если после выборов игумена число записанных в братию уменьшается до пяти и менее, выборы считаются состоявшимися.
…3. Право быть выбранными имеют все записанные на день выборов в братию монастыря, независимо от священства, возраста и времени прихода в монастырь.
…8. Под наблюдением избирательной комиссии:
       а) определяется день и место выборов и в тот же день извещается правящий митрополит. Выборы игумена назначаются на вторую или третью субботу после оставления игуменского места вдовствующим.
     б) Составляются списки имеющих право быть выбранными и имеющих право голоса, которые вывешиваются у центрального входа в соборный храм и в братской трапезной. В течение трёх дней после созыва избирательной комиссии составляются списки кандидатов и выборщиков в порядке старшинства от старейших к самым младшим.
…11. Избранным игуменом считается набравший абсолютное большинство голосов, то есть половину плюс один голос присутствующих братьев. Если никто не собирает необходимое большинство, голосование повторяется. Если и в третий раз никто не набирает абсолютное большинство, следует третье голосование, при котором кандидатами считаются два кандидата второго голосования… В случае равенства голосов и при четвёртом голосовании, игуменом избирается старший по возрасту.
14) Вечером этого дня, до совершения девятого часа, поётся славословие в честь выборов нового игумена и избранный принимает подвиг своего служения. Копию протокола выборов Игуменский Совет предоставляет правящему митрополиту на следующий день после выборов с прошением о назначении удобного времени интронизации нового игумена».


Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго


Молитва

Православие и мир —  Интервью с о. Тихоном (Шевкуновым)

Архимандрит Тихон о машинах, карьерах и том, как жить, если никому не нужен (+ ВИДЕО + ФОТО).


Очень понравилось это интервью. Для меня особенно интересен был ответ отца Тихона на вопрос о монашестве:

"-Двадцать лет назад, когда как грибы на старых грибницах стали вырастать старые новые монастыри, все мы, пожившие в старых монастырях, особенно рядом со старцами, очень скептически отнеслись к этим комсомольским призывам в Оптину пустынь и так далее. Сейчас я эти мысли вспоминаю со стыдом. Пришли мальчишки и девчонки и двадцать лет выдержали в монастырях почти без духовников, почти без нормальных игуменов, потому что духовники и игумены либо были опытные священники, которые сами монастырской жизни никогда не вели, либо были их же ровесники.

Да, было всякое. Почти тысяча монастырей сейчас! Монах — это штучное производство, это продукт, который возрастает очень долго. Какие добрые, смиренные, разумные монахи у нас начинают появляться!

Бывают и по Достоевскому, Ферапонты, которые криком пытаются что-то добиваться. Но и эти злобные перерождаются! Придут и они к праведному состоянию! Господь все уравняет. Именно Он нас взращивает.

У нас был один инок, старый, благообразный, бесконечно праведный. И объяснить ему, что это не совсем так, было бесконечно сложно даже всей братии монастыря. А уж если что было не по его — он просто кричал голосом: «Аааа, масоны!» — и далее по списку.

Сколько ко мне прибегало несчастных наших прихожан, которых он обидел! Мы их утешали, но и человека ведь выгнать не могли.

И вот Господь посетил его параличом. Сначала он хорохорился: продолжал своей «праведностью» обижать людей. А потом все это сняло как рукой. Его приводят на службу наши студенты, он сидит, плачет и просит у всех прощения.

Разве это не прекрасно? Разве это не плод монастыря за двадцать лет? Да это в патерики надо заносить! Нет у него больше масонов. Есть у него только один масон — он сам".
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго