?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у mondios в «О подготовке ко Святому Причащению»
На Богослове.Ru ведется обсуждение очередного важного проекта Положения о Святом Причащении. Мои пять копеек.

Документ по своему содержанию не плохой, но совершенно не годится в качестве канонического руководства. Подобные тексты должны быть оформлены строго в соответствии с канонической традицией Церкви, что подразумевает научную публикацию. Дело в том, что каноническое право уже несколько веков является научной дисциплиной, а данный документ оперирует каноническими понятиями и подражает стилистике канонических определений на таком низком уровне, что создаётся впечатление розыгрыша (правильно ниже было замечено, что текст проекта Положения напоминает церковную брошюрку).

Ввиду того, что русская каноническая наука находится в самом плачевном состоянии, предлагаю, во-первых, хотя бы не стесняться брать в пример уже существующие образцы Положений по тем или иным вопросам как в других Поместных Православных Церквах, так и в католических statuta и фундаментальных канонических исследованиях. Statuta — это канонические Положения по разным вопросам (Ватикан издал целую серию подобных statuta), которые были составлены для нужд униатских епархий лучшими канонистами РКЦ. Эти Положения написаны полностью на основании восточно-православного канонического права, с учетом всех местных ответвлений и традиций. Это глубокие и важные исследования, которые практически стали энциклопедическими справочниками, поэтому они обязательно должны привлекаться для работы и нашими комиссиями (естественно, написаны они по-латыни). Я уже упоминал в свое время работу Плацидия Де Меестера по монашескому праву. Есть своды по источникам русского канонического права и т.п. В серии Codificazione canonica orientale. Fonti Конгрегацией по делам Восточных Церквей было издано около 40 томов (к сожалению, мне не попадалось еще полного списка этих уникальных изданий, надо искать в европейских библиотеках). Думаю, среди изданий должно быть и Положение о Причащении.

Во-вторых, издание такого типа обязательно должно предварять библиографическое описание, желательно полная аннотированная библиография вопроса. Иначе просто Положение не будет научно компетентным документом.

В-третьих, должно следовать аналитическое обобщение канонических источников, учитывающее различные ветви более поздних традиций и практик.

В-четвертых, должны быть даны канонически безупречные определения основных терминов Положения.

В-пятых, титулы положения должны сопровождаться, как говорили до революции, "оправдательными текстами", то есть текстами, подтверждающими ВСЕ изложенные в основном тексте Положения краткие формулировки и определения. Эти тексты должны печататься в приложении.

И только после этого можно переходить к постановлениям, выводам и рекомендациям. В данном же документе НИЧЕГО этого сделано не было.

Помимо этих общих замечаний следует сказать о некоторых частных вопросах.

1. Пост в субботу и воскресенье, запрещенный 64 апостольским правилом, означает полное воздержание от пищи. В канонических текстах и типиконах пост означает полное голодание, либо сухоядение до 9-го часа (так это объясняет прп. Никодим в Пидалионе, с. 76-77, изд. 1886 г.). В греческом языке слово "разрешение" выражается двумя понятиями, имеющими различное значение: λύσις и κατάλυσις. Λύσις (частичное разрешение) означает разрешение на вкушение постной пищи до 9-го часа. Разрешение на вино и елей (постное масло) также входит в понятие частичного разрешения поста. Κατάλυσις же означает полное разрешение (отмену) поста то есть разрешение на сыр, молоко и яйца для монахов и мясо для мирян. По объяснению преп. Никодима, 64-е Апостольское правило запрещает полный пост, но не требует полного разрешения поста. Иначе православные христиане согрешали бы против 64-го правила во все многодневные посты, когда как раз происходит только частичное разрешение поста (как известно, субботние и воскресные дни не входят в число дней святой четырядесятницы, т.е. Великого Поста, но тем не менее, в эти дни даётся только частичное, а не полное разрешение Поста). В субботу дается разрешение на вино и елей — отсюда следует, что частичным разрешением поста (λύσις) правило не нарушается, но и полного разрешения поста (κατάλυσις) также не допускается перед причастием (по образцу субботних и воскресных дней Великого Поста).

2. Мнение, будто в греческих Церквах верующие не исповедаются перед причастием, является неверным. Там существует регулярная исповедь у всех, кто ведёт церковную жизнь. Просто для исповеди определен духовник (а не любой священник), который ставится архиереем. И для исповеди выделяется время вне литургии — поэтому исповедь возможна за день-два до причастия, и не обязательна именно в тот самый день или накануне вечером, как принято у нас. Благочестие от этого не страдает.

3. О частом причащении. В греческой практике (по словам одного опытного греческого духовника, с которым я обсуждал данные вопросы) частое причащение, совершаемое чаще раза в неделю, не требует более частой исповеди, чем раз в неделю. Также оно не требует специального говения. Говеть необходимо только редко причащающимся: чем дольше срок между причащением, тем дольше необходимо говеть.

4. О женской нечистоте. Это непреложное правило, которое описывает состояние человеческой природы (в её различии на мужской и женский род). Церковь (как Ветхая, так и Новая) запрещала причащаться людям, испытывающим естественные физиологические выделения, связанные с органами деторождения. Это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Для женщин определен более долгий срок, потому что и выделения у них более продолжительные. Женщина не теряет АБСОЛЮТНО НИЧЕГО в духовном плане, если подождёт несколько дней, пока кровотечение прекратится естественным путем. Послушание этому правилу — признак целомудрия и смирения женщины. Ведь даже Божия Матерь проходила очищение после родов (хотя и не нуждалась в этом): уже ради подражания Ей следует соблюдать эту непреложную норму.

Comments

( 39 комментариев — Оставить комментарий )
alisochka
14 сент, 2013 20:55 (UTC)
Что же произошло, что нужно принимать новое Положение о причащении?

Edited at 2013-09-14 20:59 (UTC)
m_kleopas
14 сент, 2013 21:24 (UTC)
Разнобой в существующей практике, вызванный как раз тем, что нет старых положений. Кто во что горазд - одни причащают на Пасху, другие нет, например.
(без темы) - alisochka - 14 сент, 2013 21:36 (UTC) - Развернуть
- m_kleopas - 15 сент, 2013 13:51 (UTC) - Развернуть
Re: - fortressofiron - 15 сент, 2013 16:41 (UTC) - Развернуть
Re: - alisochka - 15 сент, 2013 16:58 (UTC) - Развернуть
Re: - sergeylarin - 8 окт, 2014 17:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - off_roader - 15 сент, 2013 04:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - orthis - 15 сент, 2013 07:40 (UTC) - Развернуть
nucis
15 сент, 2013 05:29 (UTC)
"Церковь (как Ветхая, так и Новая) запрещала причащаться..."

- "Ветхая" это что имеется в виду? что это за причастие в Ветхой церкви?
m_kleopas
15 сент, 2013 13:54 (UTC)
В обсуждении на ФБ о. Диодор говорил, что тут он неверно сформулировал.
dmitri_obi
15 сент, 2013 06:22 (UTC)
Это духовный вопрос - обожения-обожествления!...
Правильно - все равно не учат!
fortressofiron
15 сент, 2013 16:32 (UTC)
.... . Говеть необходимо только редко причащающимся: чем дольше срок между причащением, тем дольше необходимо говеть.....

Я представляю что будет если это ввести у нас в практику. За 17 лет не видел ни одного положительного случая частого причащения мирян. Духовная мёртвость в этих людях сквозит, и только искренние из них признаются что ими движет привычка и они не имеют благоговения к причастию. Многие из тех кто начитался московских и питерских священников стремяться часто причащаться при этом и думать не хотят о том что они формально исповедуются, лишь бы причаститься, не говоря уже о тех кто вообще вместо покаяния на исповеди провозглашают себя праведниками.
А уж если нашим скажут часто причащайтесь и говеть не обязательно, то они нагло попрут на причастие, не рассуждая о том что можно причаститься в осуждение. Такие как правило вычитывая молитвенное правило ко причастию не вдумываются о том что там написано, а написано там в ключе - позволь мне Господи причаститься, но они идут на причастие в другом расположении сердца - хочу, хочу, хочу.
anagnostis82
15 сент, 2013 17:08 (UTC)
может мне только встречались такие случаи: часто стараются причащаться душевно-больные или психически нездоровые люди. Вот как с ними быть. Они вообще не переживут если их не допустить ко причастию.
(без темы) - fortressofiron - 15 сент, 2013 17:47 (UTC) - Развернуть
sergeylarin
8 окт, 2014 17:20 (UTC)
+ то же самое за 12 лет наблюдений.
(Анонимно)
15 сент, 2013 17:30 (UTC)
Нашел несколько интересных цитат.
Прот.Валентин Асмус:
"Здесь встаёт и проблема «двойной морали»: священнослужители не постятся ни в субботу, ни в другие непостные дни, когда на следующий день они причащаются. Очевидно, что церковный порядок не требует от священнослужителя поста перед причащением не потому, что он «лучше» мирянина, а потому, что он причащается чаще мирянина. Трудно предписывать другим то, чего сам не исполняешь, и представляется, что единственный здравый способ изживания «двойной морали» — приближение меры поста часто причащающихся мирян к мере духовенства, в соответствии с этой самой частотой. Не имеют канонических оснований распоряжения тех настоятелей, которые решают проблему в обратном направлении, обязывая подчиненных клириков воздерживаться от мяса определённое число дней перед причащением."
Прот.Владимир Воробьев,ректор Свято-Тихоновского университета:
"Я помню, когда я начинал служить, слышал много разных мнений от священников. Мне говорили, что Пасха для радости, а для Причастия – пост. А когда я спросил у батюшки: «Зачем же вы причащаетесь на Пасху? Радуйтесь!» Он на это ответил, что «мы священники». Соответственно считалось, что ни в коем случае в Пасхальную седмицу нельзя причащаться: «Все же разговелись!». Но батюшка вчера на моих глазах поросеночка кушал, ему-то можно? И снова: «Но мы же священники!». Мне казалось это очень странным. Поэтому в нашей общине практикуется облегченный способ подготовки к святому причастию. Для тех, кто живет глубокой христианской жизнью, молится Богу, регулярно ходит в храм, соблюдает постные дни и годичные посты, для того, чтобы причащаться в воскресенье нужно поститься в среду и пятницу, а в субботу не вкушать мясо, нужно прочитать последование ко святому причащению. Чтения всех канонов мы не требуем."
А про частое причащение писали не "разные московские и питерские батюшки", а прп.Никодим Святогорец (это к предпоследнему комменту).
fortressofiron
16 сент, 2013 07:31 (UTC)
Никодим Святогорец кому это писал? И чего он не писал, что было известно по умолчанию и чего не имеют нынешние прихожане?
Если человек ведёт реально духовную жизнь, имеет благоговение, поститься в среду и пяток и другие посты, с каждым причастием видит себя большим грешником чем ранее, то тогда да, можно такому причащаться без трехдневного говения и часто.
Но как причащаются сейчас? Сегодня празник нужно причаститься.... И начинается коллекциониорование причастия, то к тому празднику, то к этому дню, целью ставиться не возрастание в духовной жизни, а просто привычка, и всё для таких становится формальностью чтение молитв перед причастием, исповедь, да и само причастие так же становится формальностью.
За 17 лет людей реально кающихся видел единицы, в основном ведут себя так будто это мне нужна их исповедь, а не им.
Так вот, для того чтобы люди шли правильным духовным путём, а не кидались из крайности в крайность достаточно им причащаться 1 раз в месяц. А главное это что сейчас архиважно это Катехизация, которая существует лишь в отдельных епархиях, и не все желают оглашаться. Именно задача катехизации настроить так духовную жизнь будущих прихожан чтобы они вели трезвую духовную жизнь.
И о священниках которые не говеют. Есть священники которым обязательно нужно бы поговеть, может быть они не позорили бы церковь пьянками и авариями на дорогих машинах.
И ещё о московских и питерских священниках. Они приводят цитаты святых отцов о частом причастии, но не задумываются о том, что качество веры у людей было иным, да и сами люди были иными, они жили по иному нежели сейчас, хотя и тогда были грешники и нечестивцы. Но кто из святых говорил что часто причащаться это каждую неделю или несколько раз в неделю? Чтот значит часто? Может имеется ввиду чаще чем раз в год? Или чаще чем раз в пол года? И ещё в древние времена люди несли епитимии нередко годами за те грехи за которые сейчас никто, или почти никто епитимий не даёт, и получается человек в лёгкую избавляется от греха и ещё и причастие предлагается ввиде развлечения.
А что предложат дальше? Дальше скажут что достаточно что в храм пришёл и молится уже не надо, а так как успел прийти то и причащайся, ну мы же детей причащаем так, почему бы и взрослым так не причащаться они же тоже дети Божии.

Edited at 2013-09-16 07:51 (UTC)
(без темы) - mashenka_sench - 16 сент, 2013 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 17 сент, 2013 07:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 17 сент, 2013 16:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 17 сент, 2013 17:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 сент, 2013 06:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 18 сент, 2013 12:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 сент, 2013 19:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 19 сент, 2013 13:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 19 сент, 2013 15:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 13 окт, 2017 19:43 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
17 сент, 2013 12:56 (UTC)
Зачем все смешивать в кучу? В этой ветке нет обсуждения катехизации, дискуссии о частоте причащения. По сути разбирается один вопрос- как готовиться ко причастию тем, кто причащается чаще 1 раза в месяц.И у о.Владимира Воробьева есть на это ясный ответ.Тем кто не хочет причащаться чаще раза в месяц, надо просто пропустить эту тему и не заводиться попусту.
fortressofiron
17 сент, 2013 17:43 (UTC)
Вы советы свои оставьте при себе. Я буду писать так как нужно, а не как приказывают анонимы.
Если Вы не понимаете того, что катехизация на прямую связана с воцерковлением которое осуществляется через причастие, то лучше помолчали бы.
Что толку обсуждать частое причащение когда таковых наберётся не так много, и в основном этих людей знает духовенство на приходе и сами индивидуально решат как причащаться.
И раз уж говорим о частом причастии ссылаясь на опыт древней церкви, как быть с епитимиями? За аборты выкидыши, блуд и другие грехи будем давать епитимии как в древности? Или тут будем придумывать новые правила? Если будем, то кого будем причащать?
(без темы) - (Анонимно) - 18 сент, 2013 07:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 18 сент, 2013 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 сент, 2013 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 18 сент, 2013 12:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 18 сент, 2013 14:02 (UTC) - Развернуть
serge_k
17 сент, 2013 22:38 (UTC)
Жаль что не раскрыта тема исповеди. Раскаяние-покаяние-отпущение грехов. А то у нас исповедью называют вс
serge_k
17 сент, 2013 22:39 (UTC)
... А то у нас исповедью называют все что угодно от пасторской беседы перед аналоем до "общей исповеди" когда батюшка за всех поисповедовался и потом только епитрахилью накрывает.
fortressofiron
18 сент, 2013 10:41 (UTC)
Исповедь, а точнее покаяние вообще ни кого не интересует из тех кто бездумно продвигает частое причащение в массы. Часто приходится выслушивать рассказ о том какие все вокруг злодеи, вместо покаяния и исповеди.
Главным аргументом сторонников частого причащения является древняя практика частого причащения, при том они совсем забывают о том что отлучение от Церкви существовало не на бумаге только, но реально люди подвергались отлучению. К примеру Иоанн Грозный 10 лет не причащался до самой своей смерти, быв отлучен за многоженство, не говоря уже о более ранних временах.
К слову сказать проблема причастия на светлую седмицу надуманна, я знаю как в одной из епархий давно уже более 10 лет назад на епархиальном собрании подняли вопрос о причащении в светлую седмицу без поста, и практически единогласно поддержали. Так что в тех епархиях где этот вопрос не решен нужно таким же образом поднять вопрос на епархиальном собрании, делов то.
(без темы) - sergeylarin - 8 окт, 2014 17:25 (UTC) - Развернуть
( 39 комментариев — Оставить комментарий )