?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень интересное слово о. Николая Балашова на пастырском семинаре: «Подготовка ко Святому Причащению: историческая практика и современные подходы к решению вопроса», опубликованное сегодня на сайте ЖМП.
В докладе рассматривается современная практика Исповеди и Причастия в иных православных Церквях, прежде всего в Греции, Болгарии, Сербии и Православной Церкви в Америке.:


Если мы рассмотрим подготовку ко Святому Причащению и требования, предъявляемые к причащающимся в других Поместных Православных Церквях, то увидим, что эти условия не единообразны. Внутри каждой из Поместных Церквей существует многообразие практик.

В Греческой Православной Церкви частота причащения мирян довольно широко варьируется. В Греции есть много мирян, которые причащаются раз-два или три-четыре раза в год. В таких случаях духовники рекомендуют поститься здоровым неделю, больным - три дня, тяжело больным - один день. Подобные рекомендации можно прочесть во многих популярных брошюрах, распространяемых в греческих храмах. Причем для здоровых предписывается при этом строгий пост без масла, пища состоит из овощей и морепродуктов, рыбу постным продуктом не считают. В отношении супружеского общения в греческой благочестивой литературе рекомендуется воздерживаться от такового за два дня до причастия и один день после.

Вместе с тем, от тех, кто старается причащаться часто (к чему призывает мирян большинство известных греческих духовников), не требуется соблюдения иных постов, кроме общих, установленных для всех Церковью. Так, например, архимандрит Даниил Аэракис в книге "Когда и как причащаться", изданной в 2000 году в Афинах, пишет: "Повторяем истину, находящую подтверждение в Писании и Священном Предании: пост - это одно, а Божественное Причастие - другое. Постимся не потому, что будем причащаться, а причащаемся не потому, что постились". Другой греческий богослов Димитрий Панагопулос пишет: "Телесная пища не связана с духовной, потому что одна питает тело, а другая - душу. После Божественного Причастия мы вкушаем мясо, не обращая внимания на то, что едим. Хотя незадолго до этого через Божественное Причастие в нас вошел Сам Спаситель. В противном случае Он не передал бы Таинство Своим ученикам на Вечери, но до нее и после поста".

Практика Греческой Церкви сильно отличается от принятой у нас в отношении исповеди. В греческих церквях, как правило, для исповеди назначается особый день недели. Исповеди во время литургии не бывает, а накануне, за вечерним богослужением, можно наблюдать крайне редко. Таинства Евхаристии и Покаяния настолько не связываются друг с другом, что нередко в греческих монастырях можно наблюдать следующее. Паломники, приехавшие в воскресный день, утром за литургией все причащаются, а после обеда многие из них расходятся по кельям к своим духовным отцам и там исповедуются. Исповедь и причастие могут быть разделены промежутком времени от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Это последнее рассматривается как нормальная практика в монастырях, где бывает частое откровение помыслов старцу или старице, которые дают благословение на причащение.

Но, как отмечают греческие авторы, в отношении мирян такая практика исповеди, к сожалению, часто приводит к тому, что в дни больших праздников, да и не только, многие приступают к причастию или совсем без исповеди (бывает, что люди вообще в жизни еще ни разу не исповедовались), или давно неисповеданными.

Некоторые священники в таких случаях непосредственно перед Чашей задают вопрос о наличии благословения на причащение, и многих это приводит в смущение. В той же книге архимандрита Даниила Аэракиса говорится: "Если верующий имеет благословение от духовника на частое (каждое воскресенье) причащение, пусть исследует свою совесть. Если она не обличает его в тяжких грехах, тогда пусть переходит к подготовке к Божественному Причастию - нет необходимости исповедоваться перед каждым причастием".

Молитвенное правило ко святому причащению по рекомендации Греческой Церкви состоит примерно из такого же как у нас последования: канон и молитвы. Покаянный канон, канон Божией Матери и Ангелу-хранителю рассматриваются как часть монашеского правила и в рекомендации для мирян не включаются.

В Сербской Православной Церкви практика подготовки к причащению очень различная. В тех епархиях и приходах, где преобладает влияние греческой традиции, миряне, имеющие своего духовника, обычно причащаются часто, не обязательно исповедуясь накануне каждого причащения. Во время продолжительных постов обычно причащаются каждое воскресенье. Молитвенное правило в таких случаях обычно ограничивается молитвами ко Святому Причащению. Та часть духовенства, которая ориентируется скорее на русскую традицию, рекомендует мирянам исповедоваться перед каждым причащением, большими постами - два-три раза за пост. Вне поста такие священники не возбраняют, конечно, причащаться, но и не очень советуют. Также рекомендуют вычитывать все Правило ко Святому Причащению.

Практика Болгарской Церкви (об этом более подробно нам мог бы рассказать присутствующий здесь ее представитель отец архимандрит Игнатий) находится в процессе изменения, судя по тем статьям, которые публикуются в болгарских духовных журналах. Во многих местах большинство мирян причащаются редко. В болгарских церквях нередко можно видеть, как священник только показывает Чашу со словами: "Со страхом Божиим и верою приступите", - и затем немедленно разворачивается и ставит ее обратно на престол. А причащение если и совершается, то уже после отпуста Литургии, после проповеди и раздачи антидора. Большинство мирян предпочитает причащаться во время длительных постов, в остальное время духовники также рекомендуют причащаться после трехдневного поста. Но в настоящее время наблюдается процесс литургического возрождения, в духовных журналах все больше пишут о частом причащении. Есть свидетельство того, что число причастников растет, и, соответственно, многие духовники, идя им навстречу, смягчают требования, предъявляемые к причащающимся.

Что касается практики Православной Церкви в Америке. Я думаю, многим известен доклад о. Александра Шмемана "Исповедь и причастие", который был представлен Священному Синоду Православной Церкви в Америке в 1972 году, официально одобрен ее священноначалием и признан адекватным руководством для клириков и мирян. Однако отношение к частому причащению с тех пор во многом изменилось, и позиция, которая отражена в этом докладе, сейчас уже не является практической нормой для Православной Церкви в Америке. Напомню, о. Александр тогда писал: "Причастие чаще, чем раз в месяц, возможно только с разрешения. Разрешение это может быть дано только лицам хорошо известным и после всесторонней пастырской проверки серьезности и правильности их прихода к Церкви и к христианской жизни. В этом случае вопрос об исповеди и соотношении между ее ритмом и ритмом причащения должен быть оставлен на благоусмотрение пастыря, с тем, однако, чтобы исповедь оставалась регулярной и совершалась не реже, чем раз в месяц". На официальном Интернет-сайте Американской Православной Церкви есть рубрика "Вопросы и ответы", которую можно считать в некоторой степени выражением официальной церковной позиции. Там говориться так: "Православный христианин, который надлежащим образом готовит себя через молитву, пост, покаяние, размышления о своей жизни, может принимать Святое Причастие всякий раз, когда совершается Божественная литургия. Конечно, это следует обсуждать со своим духовным отцом и с ним же надо решать вопрос о том, как должны соотноситься Таинства исповеди и приготовления к причастию". В отношении поста говорится, что следует поститься неделю или три дня тем, кто причащается раз или два в год. Что же касается тех, кто причащается часто, например каждую неделю, то им достаточно соблюдать те посты, которые установлены Церковью.

В отношении некоторых других вопросов, которые были означены в программе этого Круглого стола, следует заметить, что женщины во время месячных по преобладающей греческой практике не допускаются до причастия, но могут посещать богослужения без каких-либо особенных ограничений, в том числе могут приложиться к иконе и кресту. Широко известна, в том числе и в русском Интернете, статья Патриарха Сербского Павла о посещении богослужения женщинами в критические дни. Святейший Патриарх Павел, с уважением относясь к существующим каноническим правилам, препятствующим женщинам приступать к причастию в дни месячных очищений, не признает действительными какие-либо ограничения в этот период для посещения храма, участия в церковной молитве, принятия антидора, святой воды и прикосновения к святыням. Подобные запреты, как считает Предстоятель Сербской Церкви, являются частными мнениями и не имеют общецерковного авторитета.

Спасибо за внимание!

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Comments

( 37 комментариев — Оставить комментарий )
balytnikov
18 июн, 2013 13:28 (UTC)
Благодарствую, отче!

Перепостил.

Не помню, Вам ли говорил по схожей теме о практики приходов Александрийской Церкви в ЮАР? Супруга говорил мне, что там настоятельно требуют исповеди не реже раза в год (если раз в год - то обычно Великим Постом, но тогда эта не исповедь на службе как у нас, а отдельная (и обычно довольно долгая, по себе знаю) беседа со священником вне службы).
m_kleopas
18 июн, 2013 13:34 (UTC)
Не совсем и не всегда согласен с о. Петром Мещериновым, но вот у него сегодня есть интересное замечание:

"Двадцать лет я совершаю таинство исповеди. За эти двадцать лет я могу вспомнить не более двух десятков случаев, когда исповедь была настоящим таинством второго крещения, когда люди свидетельствовали перед Крестом и Евангелием подлинную метанойю, переменяли свою жизнь и не возвращались более к исповеданным тяжёлым грехам. И все эти исповеди совершались отдельно от Литургии, в пустом храме, без очереди за спиной исповедника. И в такой исповеди и мною, и исповедующимся христианином явственно ощущалась радость совершающегося Таинства, любовь и милость Христа, невидимо соприсутствующего нам.

Совершенно очевидно, что такое великое церковное действие невозможно в рамках нашей общепринятой исповеди перед причастием, и не только потому, что последняя совершается в условиях "поджимающего времени" в окружении большого количества людей, но прежде всего потому, что такое покаяние - действительно духовное событие, равнозначное Таинству Крещения, и оно не может и не должно совершаться каждую неделю."
anagnostis82
18 июн, 2013 15:39 (UTC)
про исповедь
Да, о. Клеопа, очень животрепещущая тема. У меня в последнее время возникает необходимость объяснения прихожанам как нужно исповедоваться. Но как это сделать ума не приложу. Перечисляю основные грехи, потом они подходят и говорят, что грешен и все (за редким исключением) или начинают свои проблемы рассказывать. Есть ли такая проблема в греческой церкви?
m_kleopas
18 июн, 2013 16:21 (UTC)
Re: про исповедь
Конечно, есть. Может быть даже сильнее, чем в России, потому что люди, в массе своей, исповедуются реже и делать это часто не умеют.
Но есть и много тех, кто наоборот - имеют духовника, часто с ним общаются, приезжают к нему на исповедь и так далее.
Когда люди хотят исповедоваться в монастыре, то приезжают для этого не перед Причастием, а, как правило, за несколько дней до него, созваниваются. Исповедь идёт долго, столько, сколько нужно человеку. А поскольку тебя никто не торопит и никто не стоит у тебя за спиной, то можно поговорить спокойно, не торопясь.

Я чаще всего спрашиваю в начале о чём больше всего болит сердце человека, какая самая большая боль его сердца, что сильнее всего волнует его совесть. Это может быть и что-то совсем мелкое для внешнего наблюдателя, но важное для самого человека. И уже от этого стараюсь вести разговор, направляя его, чтобы он не сваливался в простое перечисление житейских проблем.
kornet_liberia
18 июн, 2013 15:45 (UTC)
ИМХО. Исповедь только тогда приносит пользу человеку, когда человек правильно понимает для чего ему надо исповедоваться. Господь всех призвал нас к святости, это Его Святая воля. Через исповедь мы приближаемся к Богу и достойно можем подойти тогда и к Чаше, когда звучит возглас Святая святым.Некоторые умом это понимают и принимают, но полностью не осознают, что через исповедь человек излечивается от греховных болезней и чем чаще он прибегает к исповеди тем больше и больше он чистит от грязи раны души, и тем скорей они заживают. Тем чище становится жизнь человека и грех уже не воспринимается как нечто сродное нам, но инородное доставляющее страдания и отвращающее нас от Христа, Его благодати. Думаю, что напрасно считают исповедь обязаловкой перед Причастием. Это скорей от духовной лени и не желания избавится от греха и страстей так говорят. Те кто действительно хочет исцелится от страстей, тот будет искать время для исповеди и прибегать к ней как можно чаще, не зависимо от того перед Причастием или нет. Да, не должна исповедь быть только лишь пропуском к Причастию, она должна быть осознанным омовением от скверны греха. Нельзя формально исповедоваться, даже если это и краткое время и за спиной к духовнику еще много людей, всё же нужно просить Господа хоть и кратко, но движением всей души о помиловании в присутствии духовника и только лишь тогда видя наше сердце и наше намерение к исправлению Господь даёт силы продолжить борьбу с страстью или исцеляет полностью, когда уже грех становится инородным телом и чуждым для души. Конечно, исповедник не должен быть зациклен на своей греховности и донимать каждым пустячным прегрешением своего духовника, так же и от духовника требуется терпение и умение вникнуть в проблемные стороны души своего чада и дать правильный совет в мягком наставлении. И тогда получив отпущение не страшно и к Чаше подойти, чтоб не опалиться Телом и Кровью Его, хоть часто хоть изредко, главное с чистым сердцем. Но нам живущим в миру и сроднившимися со страстями лучше чаще прибегать к Врачу, чем жить в болезни и не осознавать в каких именно.
t_polomnik
18 июн, 2013 16:57 (UTC)
про исповедь
Приведу свой пример,когда тяжелые грехи и ты ужасаешься всем своим существом,молишься и просишь Бога простить тебя,потом пишешь все на бумаге, потому что трясешься от волнения, вечером молишся,но искренне ,сердцем.А утром в рамках нашей общепринятой исповеди ,перечисляешь пусть и по бумаге,но сам и искренне каешься ,то по милости Божей больше к этим грехам не возвращаешься,даже вспоминать противно .И другой пример,наедине,в монастыре,времени много,перечисляешь грехи,но присутствует теплохладность и они могут возвратиться.Все дело в искреннем покаянии ,без лукавства,сердцем.Иногда на исповедь стоишь часами ,мысленно молишься и вдруг помимо тебя бывает,что весь включаешься в покаяние,а иногда нет.....устаешь...Господи ,помилуй нас грешных.,Татиана .
m_kleopas
18 июн, 2013 17:09 (UTC)
Re: про исповедь
Да, так часто бывает.
brusilovsky
18 июн, 2013 19:08 (UTC)
А бывает чаще всего и просто, каешься от всего сердца даже в том, что повторяешь год за годом (по слабости), и казалось бы, ну так дОлжно рутинно, какое уж тут покаяние, но просто со смирением, ощущением своей полной негодности не для чего, и после исповеди все-равно уходишь явно утешенным Благодатью и с чистым сердцем.
И как бы да, тут нет какой-то особой метанои, переворота, но вот так вот тихо, понемногу ослабляется хватка греха и кроме того, ты лучше понимаешь и ощущаешь милость Божью, Его любовь к тебе. И этот опыт тоже ничем не заменить... (кроме как часто исповедуясь)
http://brusilovsky.livejournal.com/253208.html
Потому - всякая исповедь хороша, где есть покаяние и смирение, пусть даже она и не очень эффектна (в плане чувств), и на вид даже механическая (в милионный раз нести один и тот же грех)..,т.к. здесь все много глубже и могут чувства быть приглушенными, но дух расположенный к покаянию, испытанию, и суду самого себя ранее Страшного Суда.
- Ну вот Господи, ты снова видишь, что ничего путного во мне нет, дрянь, дрянью..
И смирился с тем, что никто и звать никак... И получил утешение и прощение.
Это - тайна и диво дивное.
(Анонимно)
20 июн, 2013 11:21 (UTC)
Небольшой штрих для полноты картины
>Ну вот Господи, ты снова видишь, что ничего путного во мне нет, дрянь, дрянью.. И смирился с тем, что никто и звать никак...

Я прожил примерно в этом состоянии много лет. А потом обернулся назад и увидел что моя жизнь это просто куча мусора (да, с жемчужинами среди этого мусора, но тем не менее). И испытал и испытываю нестерпимую горечь по этому поводу, потому что годы, когда я далдонил себе и Богу что "я никто и звать меня никак" ушли безвозвратно и безплодно. Когда то думал что знаю, что такое "православная духовность", теперь же я просто молчу (в тряпочку).

Александр.
fortressofiron
19 июн, 2013 08:22 (UTC)
А вот трезвый взгляд на отношение к таинству причастия митрополита Саратовского Лонгина:
www.patriarchia.ru/db/text/2987899.html
fortressofiron
19 июн, 2013 08:54 (UTC)
Что касается покаяния, то мне приходится сталкиваться с тем, что люди просто элементарно не знают в чём суть этой самой метанойи. Ведь для того чтобы хотя бы теоретически понимать на сколько повреждена душа, то нужно знать элементарные вещи, например что гордость это состояние души, а не какое то свойство характера, как часто думают, или полагают что это некое зазнайство. Непонимая этого не будет нормальной духовной жизни, и естественно метанойи и в дальнейшем изменения жизни, не говорю уже о обожении.
Практика исповеди на литургии и даже накануне вечером, считаю плоха во всех отношениях. Мне кажется надо как то организовывать специальное время для исповеди например в пятницу или в какой нибудь другой день, а исповедь вечером накануне литургии можно практиковать лишь как экстренная мера. При этом во время исповеди чтецы могут читать или распеветь каноны и псалтирь, а так же зачитывать поучения Св. Отцов, например древнний патерик.
Часто приходится слышать: "я считаю такой то грех самым ужастным..." Действительно многие грехи бывают очень тяжкими это и аборты и блуд и многие другие, но главного не говорят почти ни когда - гордости, а значит об этом даже и не размышляют, что гордость корень всякого греха, а не размышляя и не каясь в этом стоит ли ожидать покаяния?
fortressofiron
20 июн, 2013 14:22 (UTC)
Что касается частого (каждое воскресенье) причащения мирянами, я не видел ни одного положительного примера от этого, те кто часто причащался честно отмечали привыкание и, через это исчезновение благоговения, а так же доброго плода от этого - изменение образа мыслей и вместе с этим изменение образа жизни не наблюдалось.
m_kleopas
20 июн, 2013 14:34 (UTC)
Есть такой фактор, да.

В то же время я наблюдал случаи, когда у человека начинался резкий упадок духовных сил, уныние, невозможность справиться с собой и прочее. если он причащался реже определённого срока, который может быть разным - у кого-то три дня, у кого-то неделя, у иных месяц.
(без темы) - fortressofiron - 20 июн, 2013 15:52 (UTC) - Развернуть
про исповедь. - t_polomnik - 20 июн, 2013 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_p_n - 20 июн, 2013 17:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 20 июн, 2013 18:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - n_p_n - 20 июн, 2013 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 21 июн, 2013 02:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serge_k - 21 июн, 2013 11:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 21 июн, 2013 12:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serge_k - 21 июн, 2013 19:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - fortressofiron - 21 июн, 2013 05:42 (UTC) - Развернуть
t_polomnik
20 июн, 2013 16:01 (UTC)
про исповедь
Вы правы отец Клеопа,когда редко или даже больше месяца нет исповеди ,начинается упадок духовных сил.Тут надо рассуждать ,если это мегаполис как Москва или город миллионник то,лучше чаще,давит агрессивная среда ,так и батюшки советуют во многих храмах в Москве,а если маленький город,поселок,да и в Греции намного жизнь спокойна и размерена ,чем у нас в России,то тогда как душа просит,совесть подсказывает ,главное , чтобы сила воли не ослабела.Претерпевший до конца спасется.Спаси нас всех Господи.Татиана .
fortressofiron
21 июн, 2013 05:58 (UTC)
Ещё мне вспомнился случай. Летел я как то в Иерусалим. Вылетели мы около 2х ночи, большинство в самолёте были конечно паломники, но из разных паломнических фирм. Рядом со мной сидела пожилая женщина которая летела первый раз в Иерусалим, и человек малоцерковный которая стала со мной общаться и задавать вопросы различные, она была не воцерковлённым человеком. Впереди нас сидела женщина которая вычитывала правило к причащению, повернувшись гневно сделала мне замечание что я ей мешаю, видя что адекватно эта женщина не воспримет нормального разговора не стал с ней вступать в полемику по поводу её сомнительной подготовки к причастию. Некоторые священники, а порой и сами паломнические фирмы насыщают кратковременное паломничество литургиями и причастиями не понимая что ч такой обстановке не будет благоговения, и этим величайшее таинство превращают в магию.
Между тем бытует другая крайность, не связанная с паломничеством, на пасхальную неделю многие священники отказывают в причастии, хотя вот тут то. как раз и можно позволить частое причастие для тех кто постился весь пост.
И ещё по поводи греческой практики. Мне пришллсь в этом году пообщаться с женщиной которая вернулась из Греции, где она воцерковлялась и естественно вернувшись в Россию столкнулась с иной практикой исповеди и причащения. Так вот сравнив эти две практики она отметила что наша лучше. С ней можно согласиться за исключением того что практика исповеди ао время литургии не нормальна.
zl_babka
7 авг, 2013 11:35 (UTC)
О даме, воцерковлявшейся в Греции
Непонятно, зачем так далеко и дорогостояще было воцерковляться и какие тому были причины чтоб тащиться аж в Грецию??? Не зная языка, не зная традиций, не зная богослужебного языка? Конечно многое русскому человеку в эллинской традиции чуждо.И вот в России она столкнулась с иной практикой. А греческую-то она поняла???Что значит наша практика лучше? Какими критериями измеряла? Благодатнее? А как измерить? Какими критериями оценивать-то?
(Анонимно)
25 июн, 2013 17:26 (UTC)
А к мощам прикладываться разрешается женщинам в определенные дни?
m_kleopas
25 июн, 2013 17:38 (UTC)
Честно говоря, не вникал в этот вопрос. Кажется, да.
Ivan Matevosov
24 сент, 2013 13:44 (UTC)
По-моему статья старая - в конце подписано:

"Храм Всех Святых, что в Красном Селе
18 июня 2006 г. 14:30"
( 37 комментариев — Оставить комментарий )