?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Хорошая статья, согласен во многом с о. Каллистом, но хочу взглянуть на эту проблему немного с другой стороны, поскольку служу в Греции, где Исповедь отделена от Причастия.
По принятому в Греции обычаю, два раза в год, перед Пасхой и перед Рождеством, епархия посылает духовников, то есть священников, которые имеют право исповедовать, в отдалённые приходы. И вот недавно меня поразил такой случай. Приходит на исповедь человек и говорит:
- Я уже тридцать лет староста нашего прихода, но никогда ещё не исповедовался. Да и не сделал я ничего плохого. Никого не убил, никогда не крал, жене не изменял.
И это не единичный случай, а общая практика.
Да, частая обязательная исповедь часто становиться формальной, "словом, делом, помышлением и утаением грехов на исповеди".
Да, священник на большом приходе не может уделить требуемое количество времени каждому приходящему на исповедь, спокойно поговорить.
Но такой подход всё-таки приучает людей хоть иногда анализировать свои поступки, следить за собой и своим внутренним состоянием, побуждает к покаянию.
И как нащупать эту золотую середину?
Пытаюсь мысленно перенести существующую греческую модель на русскую почву и рассмотреть эту модель с разных сторон. И пока что-то вменяемое не вырисовывается.


Оригинал взят у tapirr в Причастие без исповеди: Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)




В двух словах я бы сформулировал сегодняшнюю проблему так:

доступ к Крещению максимально облегчён,
доступ к Причастию максимально затруднён.

Ситуацию надо перевернуть с головы на ноги:

доступ к Крещению максимально затруднить,
доступ к Причастию максимально облегчить.

Это создаст общину верующих христиан,
живущих в причастности к Нему.

Интервью с Митрополитом Каллистом (Уэром)

Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям,  и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста - архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.

- В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?

- Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое - но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение - да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?

Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имею время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника - серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.

- Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.

- Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, до должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.

Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, - ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.

<- Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.

- Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием - это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием.

Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье.

Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье.

Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще>. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь.

Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие - это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.

Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», - но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие - это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.

- Перед причащением священник возглашает «Святая - святым», в смысле «святые Дары - для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос...». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться... С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?

- Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова:один, некоторые, все.
Один свят - Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией.
Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане.

Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре.

То же самое мы можем сказать и о священстве.

Один только Первосвященник - Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям.

Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством».

Далее, священниками становятся некоторые - кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.

Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.

Разумеется, некоторые люди по причине совершёных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие - это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.

- Но может ли это быть общим правилом?

Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.

- Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил - неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?      

- Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие - это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.

Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем.  Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.

Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед - смиренно и тихо.

- Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах  с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы... Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.

- На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать... Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», - или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте.

Но если мы хотим молится в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа - и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву - не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.

- Апостол Павел пишет: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Очень трудно всегда радоваться и благодарить, когда видишь, сколько зла в этом мире.

- Давайте не забывать, что любовь Христова сильнее, чем любое зло в наших сердцах. Воскресший Христос сильнее всякого зла. Давайте верить в то, что воскресший Христос всегда пребывает с нами и подает нам Свою благодать.

Беседовал священник Андрей Дудченко, Константинополь-Киев

Метки:

Comments

( 24 комментария — Оставить комментарий )
serge_k
24 апр, 2013 15:08 (UTC)
Были в Дохиаре и Зографе в мае - поразило что на будничной Литургии никто из монахов не причащался. И нам говорили что надо специально предупредить чтобы Чашу вынесли.
m_kleopas
24 апр, 2013 15:24 (UTC)
А в Андреевском скиту делают так - каждый брат знает день, в который он будет причащаться. Поэтому на службе хоть один причастник да есть.
igor_trofimov
24 апр, 2013 16:51 (UTC)
Полезная статья. Рад вас видеть (читать). Года три, наверное, отсутствовал. Отрастил бороду и вот вернулся. Теплые воспоминания о лошадях, заглядывающих в окна, и об обиженных белках, у которых смиренные монахи грибы таскали... Помню вот. :) Храни вас Господь!
m_kleopas
24 апр, 2013 17:08 (UTC)
Мне не хватает Вашего старого журнала. Хорошо, что успел кое-что скопировать.
igor_trofimov
24 апр, 2013 17:12 (UTC)
Дак, я могу и то и все остальное выслать. :)
m_kleopas
24 апр, 2013 17:14 (UTC)
А может быть и попрошу.
Но интересно было именно день за днём идти рядом с человеком и участвовать в его делании, так сказать.
Это самому помогает.
igor_trofimov
24 апр, 2013 17:18 (UTC)
Понимаю. Есть Великопостные записки. Самое свежее. :)
brusilovsky
24 апр, 2013 17:08 (UTC)
Вот именно, что золотую середину...
(При ежелитургийном причащении) пробовал исповедоваться редко - охлаждаюсь... становлюсь не внимательным, при ежелитургийной исповеди - часто не знал, что сказать.. увы за помыслами тщательно еще не наблюдаю (нехорошо)... Оставил для себя примерно одну исповедь в 1-2 недели по мере нужды. Есть грехи с которыми совесть не дает идти к Чаше, а усыплять ее не хочется и нельзя...
Мне кажется традиция РПЦ бОлее полезна, чем вредна, при условии, что священник, конечно же, чаще всего пойдет на встречу зная своего прихожанина (не захожанина)... Хотя и здесь возможны перегибы, но это уже больше от людей, чем от правила...
webpadre
24 апр, 2013 18:11 (UTC)
традиция РПЦ неисполнима и вредна на приходах, где один священник на 100 человек (а такие есть). Вот если эти 100 каждую неделю будут желать исповедоваться - что делать?!
тчк
24 апр, 2013 21:47 (UTC)
В РПЦ исповедь и допуск ко Причастию превратились в таможенный КПП и турникет. Надо бы "зеленый коридор" сделать, тем, кто часто причащается и может быстро и кратко исповедаться (что отнюдь не значит – спустя рукава). В принципе, исповедь перед Причащением полезна, но она становится "бременами неудобоносимыми" при частом причащении.

Для себя лично понял: участвовать в Евхаристии и не причащаться без особой причины – это оскорбление Царя и профанация таинства.

В ранней Церкви не было такой категории в Евхаристии – "присутствующие". Были верные и оглашенные. Верные ВСЕ причащались, ВСЕ "принимали и вкушали". Всякие помыслы о недостоинстве – уловка вражья, ведь не здоровые имеют нужду во Враче.
Всякий священик, начинающий рассказывать о расхолаживании при частом причащении – неправ в корне. Сам не входит и других не пускает, в противление Слову.
astoa
25 апр, 2013 11:11 (UTC)
Не следует фетишизировать Святые Тайны. Для частого причастия нужна в первую очередь святость, непрестанная молитва, слезы покаяния. Ну, и не следует забывать о том, что Причастие может быть и в суд, и в осуждение; и недостойно причащающиеся нередко после этого болеют, и могут быть даже смертельные исходы.
Так что, лучше реже, да лучше.
тчк
25 апр, 2013 21:56 (UTC)
re: astoa
Фетишизировать Святые Тайны, говорите? o_O
А чем Вы их замените, скажите на милость? Про что еще можете повторить следом за святым: "Божественное Тело и обожает мя и питает: Обожает дух, ум же питает странно"???

Нас Сам Господь зовет – примите, ядите. А мы не идем, как тот сын из притчи, что сказал: "иду, господи и не пошел". Мы, верно, с ума посходили, раз Христос зовет, а мы не идем, раз верим бабкиным мифам. Для кого тогда Христос "закалается, освящая причащающихся"? Да для всего евхаристического собрания, и так было изначально в Церкви – все верные причащались. А сейчас. Что мы стоим, когда выносят Чашу, что мы смотрим, когда другие идут к ней, а сами только тянем "примите, вкусите". Это с нашей стороны – фарс. Нас мифы сбивают с толка.

И какие мифы? Посмотрим, Вы ведь некоторые из них перечислили:

1 "для частого причастия нужна святость"
Неправда. Больные, а не здоровые имеют нужду во Враче. Мы идем принять Лекарство от Врача, поскольку мы повреждены, мы больны, и знаем об этом. Каемся и идем за исцелением. Нас отваживает от Господа не частое принятие, а редкое или вообще никакое.

2. "Для частого причастия нужна непрестанная молитва".
Неправда. Непрестанная молитва – дар Духа Святого. Откуда Вы взяли, что только после обретения этого редкого дара возможно часто причащаться? Это – миф, чтобы отвадить от Чаши.

3. "Для частого причастия нужны слезы покаяния". Неправда. Слезы покаяния могут быть душевными, могут быть "крокодиловыми". Покаяние – это метанойя, перемена ума. Я шел прочь от Тебя, Господи. Но покаялся и иду теперь навстречу Тебе. На 180 градусов разворот – от себя6 любимого, к Любимому Богу. А слезы...их может и не быть, может "капля некая". Ведь "истинный плач" – тоже редкий дар Духа. Откуда Вы взяли, что только после обретения этого редкого дара возможно часто причащаться? Это – миф, чтобы отвадить от Чаши.

Почему причастие может быть в суд или в осуждение? Потому что человек к Чаше приступает, без страха и трепета, без капли любви к Богу, не примирившись с братом своим, забыв о своей греховности, горделиво полагая себя достойным (хотя никто не достоин, это так). Не как мытарь и как блудница, но как самодовольный фарисей. Ну и все прочее, о чем в последовании гораздо лучше сказано.
Почему причастие может быть в суд или в осуждение? Потому что человек после причастия не трезвится, неосторожен, не хранит дар Господа, и может пропустить вражье нападение. И что же теперь, не идти к Чаше? Упал, встал, обратился тотчас к Богу – помилуй мя.

Так что нам не следует поступать так, не расхолаживаться, собраться по-максимуму пред причастием. И после себя хранить и блюсти.

А Вы, astoa, не верьте этим "благочестивым" бабкиным мифам, что отваживают Вас от общения с Живым Богом, оживляющим нас в причащении тайн.

Не получается ни у кого "реже, да лучше". Потому что в промежутке между этими "реже" мертвеет христианин.


Edited at 2013-04-25 22:01 (UTC)
(Анонимно)
9 май, 2013 09:45 (UTC)
Re: astoa
Полностью согласна. Спаси Господи!
badnmka
30 май, 2018 10:03 (UTC)
Вот откуда берутся эти дикие обычаи, в каком то году, лет пять штоль назад, Пасха была 1 мая, кажется, мы поехали в храм, в непролазных дебрях Владимирщины. К Чаше подошли мы, московские хипари и две блаженные бабушки, и нас не хотели причащать, типа вы потом мясо жрать пойдете и водовку пить.
badnmka
30 май, 2018 09:54 (UTC)
Совершенно убежден, что более страшно и непоправимо оскорбить Христа нельзя, чем непричащением, присутствовуя тем не менее на Евхаристии. Считаю, что все, т.е. ВСЕ, кто пришел на Литургию, обязаны приступить к Чаше, если они конечно любят Бога.
pavlos1
25 апр, 2013 06:49 (UTC)
очень интересная статья в тему: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/61049.htm
(Анонимно)
25 апр, 2013 18:05 (UTC)
*И пока что-то вменяемое не вырисовывается.*

Убежден, что ТРЕБОВАНИЕ исповедоваться и причащаться не реже одного раза в год Церковь должна применять к своим членам под угрозой отлучения.

Разумеется, речь идет о тех, кто здрав душою и телом, и живет не в пустыне, не в затворе и не в гонениях...
balytnikov
27 апр, 2013 18:29 (UTC)
Это был мой комментарий, отче.

Кстати, как мне сказала супруга, а Александрийской Церкви (по крайней мере в ЮАР) священники настоятельно требуют от прихожан обязательной исповеди по крайней мере каждый Великий Пост...
тчк
25 апр, 2013 22:23 (UTC)
из 2 правила Поместного Антиохийского собора 341 года:
2. Все, входящие в церковь и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от причащения Святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, - и таким образом возмогут получить оное.

Толкование от Зонары: "Итак, и сии отцы определили, что входящие в церковь, но не пребывающие на молитве и не причащающиеся по какому-нибудь бесчинию, то есть, не по благословной причине, но бесчинно и беспричинно, отвержены от церкви, то есть, отлучены и остаются вне собрания верных. А уклонением отцы назвали здесь не то, если кто ненавидит божественное причащение и по этому не преступает к приобщению, но то, если кто избегает его, может быть из благоговения и как бы по смиренномудрию. Ибо если бы по ненависти и по отвращению к святому причастию уклонялись от него; то были бы подвергнуты не отлучению, а конечному отсечению от церкви и анафеме."
==================================================
Отсюда видно, что в порядке вещей было – всем верным причащаться. А кто уклонялся из лже-благоговения и "как бы по целомудрию", того полагали вне собрания верных.

А что видим ныне? Какой только псевдоблагоговейный и "как бы целомудренный"
яд не вливают в уши пастве...

Воистину, "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам: ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете." ((



Edited at 2013-04-25 22:32 (UTC)
(Анонимно)
29 апр, 2013 06:35 (UTC)
было познавательно прочесть, спс
было познавательно почитать, здоровски
t_polomnik
15 июн, 2013 19:18 (UTC)
Читала на сайте антимодернист.ру, что о.Каллист(Уэр) модернист!экуминист !
badnmka
30 май, 2018 10:09 (UTC)
С этими прекрасными людьми, я общался долгое время, не буду всех под одну гребёнку, но многие, дай им власть, с удовольствием разложили бы костры.
mns2012
9 июн, 2016 17:19 (UTC)
Исповедь перед Евхаристией заповедуется уже в Дидахи.
( 24 комментария — Оставить комментарий )