?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О молитве

На одном тематическом форуме в Контакте встретил несколько очень интересных замечаний о молитве Николая Смирнова. Хочу поделиться здесь некоторыми:

"Если говорить о практике умной молитвы, то немаловажно, мне видится, рассматривать её на повседневном уровне, в течении длительного периода жизни, потому что она нарабатывается годами. Единичные замечания о умной молитве, как бы не были ценны сами по себе, не могут покрыть всего многообразия встречающихся каждый день трудностей. В связи с этим, для меня лично, наиболее ценны развитые школы и традиции с учениками и последователями, с практическими рекомендациями. В России, ближе к нашему времени- это школа прп. Паисия Величковского с многочисленными учениками и преемниками, вплоть до наших дней, куда входят и все наши преподобные. В Греции сейчас заслуженно почитается Иосиф Исихаст с его учениками, так как всё пройдено ими на практике, от начала до конца, и принесло обильный плод.
Все школы и традиции тесно связаны между собой, сильно разветвлены, и не противоречат друг другу, а скорее дополняют, потому что имеют один духовный источник.
Заметил, что мирским сознанием жёсткая аскеза умного делания усваивается с трудом, но без аскетики умная молитва едва ли может существовать."


"...На мой взгляд, жизнь в монастыре без умного делания носит в основном воспитательный и нравоучительный характер, направленный извне на душу человека.
Тогда как умное делание – это серьёзная сознательная работа прежде всего изнутри сердца человека, которая основательно меняет его душу..."

"...Молитва послушника и монаха контролируется и направляется извне не чем иным, как откровением помыслов старцу или духовнику. И умное делание здесь, пожалуй, наиболее удобно и плодотворно, потому что наиболее исследовано и проработано в монашестве и всецело его объемлет. Всё, что в ночной и утренней молитве монах наблюдает у себя в сердце, он потом в систематизированном виде выносит на суд старца, то же самое в других случаях при необходимости. Старец советует, исправляет, контролирует совесть, молится. Происходящее в сердце контролируется и на послушаниях и тоже разбирается. Полученный опыт научает монаха потом уже и самостоятельно наблюдать и анализировть помыслы в сердце и при определённых жизненных обстоятельствах это делать в значительной мере, только ключевые моменты вынося на суд.
Вне умного делания такой внимательности достичь, мне кажется, заметно труднее и может доходить до того, что послушнику при частых встречах нечего бывает сказать старцу.
Но даже без практики откровения помыслов происходящее в сердце монаха может быть распознано опытной братией и поставлено под определённый контроль. Но какой смысл пренебрегать откровением помыслов, если это проверенная традиция..."

"...Вопреки расхожему мнению, что умно-сердечная молитва – это очень сокровенная практика и о ней даже нежелательно говорить, это не так. Практика иисусовой молитвы научает всё происходящее в сердце фиксировать в сознании и уметь вербализовать, т.е., получается, чуть ли не наоборот – исихаст должен уметь говорить о молитве, чему способствует и обильная терминология, выработанная и тщательно сохраняемая в святоотеческой письменности. Фиксация происходящего в сердце и проговаривание - одни из главных и сильных её «технических» особенностей. И у настоящих делателей это одна из важнейших тем общения, также как и у послушника со старцем.
Другое дело, что всегда в монастыре есть как монахи, которые внимательно проходят это делание, так пожалуй и те, у кого со временем ослабевает к ней интерес, а может даже и не возникает. И хоть эти два сообщества мирно сосуществуют, в общих собраниях «технические» тонкости умного делания могут и не обсуждаться, чтобы не смущать последних. Тем не менее в более узком кругу нюансы умного делания горячо обсуждаются от послушников до старцев. Большинство монахов в монастыре, если им грамотно задать вопрос про Иисусову молитву, посерьёзнев, добротно отвечают и даже остаются довольны, что наконец-то задан вопрос по существу..."

"...Постоянное внутрьсебяпребывание монаха-исихаста неизменно накладывает отпечаток и на его внешнем облике, вернее на его лице. Глаза человека, взгляд которого направлен постоянно внутрь и зрит Бога в сердце, имеют ни с чем несравнимое выражение. Сами исихасты это хорошо знают и умеют безошибочно находить своих собратьев. Достаточно им одного уточняющего вопроса и беседа тут же без околичностей переходит к проблемам повседневной молитвенной практики, которых всегда очень много. А вот любители выкладывать фотографии монахов об этом часто не знают и странно бывает видеть мирскую страстность, поданную под видом монашеской добродетели.
Когда монаху в одночасье открывается смысл умного делания, он начинает понимать ранее малопонятное в поведении и поступках некоторых братий – немногословность, уклончивость, худобу, временами сонливость, желание быстро и мирно уладить любое дело, нестяжательность, беспопечительность, мирность, тихость, радостность и ещё многое-многое другое. Становится понятно, для чего написано Добротолюбие и жизнь в монастыре приобретает совсем иной смысл, тщательно начинает планироваться и контролироваться. Со временем он отдаляется от прежних друзей, а с монахами, с которыми раньше едва здоровался, вдруг начинаются длительные содержательные беседы. Удивительная метаморфоза..."



Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешнаго

Comments

( 8 комментариев — Оставить комментарий )
vitellius
10 фев, 2013 18:36 (UTC)
Очень интересно. Выкладывайте еще!
leonid_t
10 фев, 2013 19:20 (UTC)
Присоединяюсь!
agias_grafas
10 фев, 2013 19:38 (UTC)
спасибо, очень интересно.
symeon
10 фев, 2013 20:49 (UTC)
Отче, скажите, пожалуйста, с какого форума эти записи?
m_kleopas
11 фев, 2013 08:12 (UTC)
http://vk.com/topic-13288487_22813367
Тема "Молитва - устная и умная" из группы "ИСИХИЯ. БЕЗМОЛВИЕ. МОЛИТВА".
Николай вообще очень интересно всегда пишет и от опыта.
orthis
11 фев, 2013 07:25 (UTC)
...получается, чуть ли не наоборот – исихаст должен уметь говорить о молитве...

Любопытно, что при любом, мало-мальски значительном событии, случающемся в жизни человека, он старается выговориться при первом удобном случае, иной раз даже неподходящему для этого человеку. Представляется, что это общий способ, имеющий в своей основе отсеивание эмоциональной составляющей от умственной, причем, откровение помыслов перед старцем "гарантирует" правильность и чистоту процесса этого отсева. Причем, сам отсев эмоциональной составляющей еще не означает, что она полностью ненужная и подлежит "выбрасыванию", а умственная сохранению: обе, похоже, играют свою роль в духовной жизни - надо только каждой дать свое место и понять ее роль, чтобы они не подменяли одна другую.
anna_ge
23 фев, 2013 18:29 (UTC)
Спаси Господи..
( 8 комментариев — Оставить комментарий )