Тема очень обширная, всё сразу не охватишь. Расскажу для начала три истории.
Недавно я был в Суроти (женский монастырь рядом с Салониками, основанный старцем Паисием Афонский, который там же и похоронен) вместе с несколькими монахинями из России. И они попросили узнать, можно ли приехать и пожить там некоторое время на послушании, с возможностью остаться там насовсем.
Матушки сказали:
- Мы можем, конечно, принять на ночь паломника, максимум - несколько дней. Но остаться в монастыре так сразу невозможно. Люди, которые поступают в братство, приезжают к нам годами, знакомятся с нами, становятся членами семьи и только потом они принимаются в монастырь как сёстры.
Вторая история.
В одном хорошем монастыре около Метеор я спрашивал матушек, могут ли они принять к ним в монастырь человека из России.
Они ответили, что нет. И объяснили это так:
- Монастырь это семья, община. В общине важно единство во всём, полное взаимопонимание. Если же мы примем в монастырь человека плохо или совсем не говорящего на греческом, то у нас с ним не будет полного понимания и единства. В том числе и в силу менталитета. Если же в монастыре будет два таких человека, то им, естественно будет легче общаться между собой. И таким образом в монастыре происходит раскол, единство нарушается. Возникает некая отдельная группа внутри общины. Поэтому мы Вашу знакомую взять не сможем.
Надо сказать, что такого взгляда придерживаются не только в этом монастыре. Кстати, на Святой Горе Афон в прошлом году Кинот принял решение? дабы отныне не допускать в монастырях Горы более четырёх иностранцев. На самом деле этой рекомендации придерживаются не все монастыри, но такой документ есть.
Третья история. Одна наша знакомая, православная арабка, студентка богословского факультета, захотела поступить в монастырь, находящийся под духовным управлением старца Ефрема Филофейского. Несколько раз она там бывала и на прямой вопрос игумения ей ответила, что принять её сможет только по личному благословению старца Ефрема. Ради достижения своей цели ей пришлось поехать в Америку к старцу Ефрему и получить его благословение.
На самом деле в монастырях Греции достаточно много русских, но об том как они там оказались, мы, мои друзья, поговорим как-нибудь в следующий раз.